Новости – Общество
Общество
Маленькие создатели
Яна Лапина проводит занятия в "Доме ремесел". Фото из архива Яны Лапиной
«Дом ремесел» в Ессентуках успешно развивает творческие навыки у детей с ограниченными возможностями здоровья
4 мая, 2016 18:15
8 мин
Недавно в Ессентуках заработал «Дом ремесел». В нем по особой методике занимаются творчеством дети-инвалиды. Корреспондент «Русской планеты» выяснила у основателя художника-эмальера Яны Лапиной — что такое вариабильное искусство, и как развивать важный социальный проект на голом энтузиазме.
От идеи до открытия
Небольшое помещение в одном из городских торговых центров. На стенах развешаны картины. На стеллажах аккуратно расставлены тряпичные куклы, глиняная посуда и деревянная утварь. Часть работ еще не закончена. В центре — несколько столов, за которыми проводят занятия. Атмосфера здесь пропитана духом творчества. Именно так выглядит «Дом ремесел», который совсем недавно открылся в Ессентуках. Его основательница и идейная вдохновительница Яна Лапина. Она — педагог, художник декоративно-прикладного искусства.
– Мысль создать «Дом ремесел» появилась у меня около трех лет назад, — рассказывает Яна. — Мне всегда хотелось заняться возрождением старинных промыслов. Передавать свои знания по разным видами прикладного творчества не только студентам, но и другим людям — детям и взрослым.
Так идея проводить творческие мастер-классы для всех желающих превратилась в реальный проект. Правда, до этого в жизни Яны произошло еще одно значимое событие. В Кавминводах она случайно познакомилась с группой немцев. Иностранцы приехали в один из реабилитационных центров, чтобы продемонстрировать новую творческую методику по работе с детьми. Молодую художницу очень заинтересовала своеобразная арттерапия для малышей с ограниченными возможностями под названием «вариабильное искусство». Вариабильность (от англ. и франц. Variable, — изменчивый) — изменчивость (способный образовывать варианты). Авторы метода — живописец Нина Гелинг и скульптор Эккахарт Бушон. В его основе лежит процесс создания детьми с ограниченными возможностями здоровья собственных картин и скульптур по принципу мозаики. Этот метод позволяет развивать творческое мышление и проводить психологическую коррекцию ребенка. Яна захотела его применить, но возможности не было.
Она вспомнила о нем, когда собралась поучаствовать в молодежном форуме «Таврида» в Крыму. Союз художников, Яна на тот момент только в него вступила, предложил ей представить на нем свой проект. Пока только на бумаге девушка совместила две свои мечты в одну: «Дом ремесел», в котором будут проводиться занятия по вариабильному искусству. Комиссии ее идея пришлась по душе. На форуме ессентучанка выиграла грант — 100 тыс. рублей.
– На них были куплены столы, лампы, оборудование небольшое. Но на развитие самой идеи нужно гораздо больше финансовых вложений. А еще собственных энергетических и эмоциональных затрат. И самое главное нужно большое желание, — рассказывает художница.
Этого самого желания у Яны Лапиной хоть отбавляй. Первым делом она занялась поиском помещения для нового центра прикладных искусств. Когда местечко нашлось, у нового «Дома ремесел» появился адрес в Ессентуках. Команда единомышленников подобралась быстро. К началу этого года стало известно о закрытии филиала Южного федерального университета, в котором работала Яна. Студентов перевели на учебу в другой город. Все преподаватели остались с непонятными перспективами на будущее. Часть из них приняла приглашение проводить мастер-классы в «Доме ремесел». Как говорится, все карты сошлись!
Оставалось последнее — поездка в Германию. Нужно было освоить методику по «вариабильному искусству» и купить специальный конструктор. Все это Яна сделала лично. Состоялось открытие, и в «Дом ремесел» потянулись первые ученики.
Яна Лапина. Фото: Елена Тюменева/ "Русская планета"
Яна Лапина. Фото: Елена Тюменева/ "Русская планета"
Искусство для всех
Существует две разновидности «вариабильного искусства» — живопись и скульптура. В «Доме ремесел» применяют обе. Конструктор, который Яна привезла из Германии — это набор деревянных модулей разной формы — вариабилей. Все фигурки очень приятны на ощупь и приятно пахнут (пропитаны специальным маслом). Все модули друг к другу подходят. Задача — составить из них любую скульптурную композицию на заданную преподавателем тему.
Яна объясняет:
– Вариаций тысячи, собирать можно бесконечно. Правильного варианта нет. Чтобы ты ни изобрел, все получается хорошо и красиво. Ошибиться невозможно. Кстати, у детей составлять композиции получается гораздо лучше, чем у взрослых.
По словам художницы, занятия по этой методике раскрепощают, развивают правое полушарие мозга, которое отвечает за творчество. Происходит развитие творческих способностей, мелкой моторики, сенсомоторики. Если взять, к примеру, ребенка-инвалида, посадить рядом со здоровым, попросить их нарисовать дерево, то обычный ребенок сделает, а второй не сделает и будет себя чувствовать не таким как все, неполноценным. А уникальность этого метода в том, что ребенок, играя в конструктор, чувствует себя творцом и создателем, таким же, как и все.
Вариабильное искусство включает в себя и занятия в виде арт-терапии. Дети рисуют под музыку, отключают все внутренне преграды и просто водят карандашом по бумаге.
– На занятиях они сначала под музыку расслабляются. Потом берут в руки карандаш и с закрытыми глазами рисуют линии. Они не рисуют конкретику — ну, например, если любовь, то обязательно сердечки — вовсе нет. Рисуют сначала карандашом — это графическая часть. Получаются линии и ячейки. Потом они открывают глаза, смотрят на рисунок и представляют, как им его раскрасить, — объясняет Яна. — По методике мы работаем тремя цветами: красным, желтым и синим. Плюс добавляем белый, черный вообще не используем. Дети учатся смешивать краски и добиваются таких необычных оттенков. Затем они закрашивают каждую ячейку разным цветом. В итоге получается картина. Дети выражают свое внутреннее состояние через рисунок. Если изображать конкретно что-то, это значит загонять себя в рамки. Если ты не художник и не умеешь рисовать, то будешь расстраиваться. А здесь уникальность в том, что плохого не бывает.
Яна вспоминает, что был среди ее учеников мальчик с синдромом аутизма. Родители говорили, что он неусидчивый. Не будет слушаться на занятии. Но он сидел и рисовал.
– Очень интересная получилась у него картина. Цвета пастельные. Через несколько дней его мама позвонила, чтобы договориться о следующем занятии. А я слышу он рядом с телефоном кричит: «В “Дом ремесел”! Я хочу в “Дом ремесел!”». Вот это для меня самое большое счастье было, что ребенок опять хочет вернуться к нам. И когда он пришел во второй раз, я смотрю, он как будто начал оживать. Он стал контактировать с другими детьми. Пытался общаться. Для меня это самая большая радость.
Занятия групповые, а главное — бесплатные. Яна собирает малышей в «Доме ремесел», иногда педагоги выезжают и в детские дома или центры реабилитации. На сегодня «вариабильное искусство» еще мало где практикуется в России.
Между выставками и «Домом ремесел»
Сейчас в «Доме ремесел» проводятся занятия по 6 видам творчества. Это батик (роспись по ткани), гобелен (художественное ткачество), керамика (гончарное искусство), витраж, народная роспись. Иногда устраивают мастер-классы по изготовлению народной куклы.
Сама Яна проводит занятия по художественной эмали.
– Это очень сложная техника. Например, краски для перегородчатой эмали готовыми не продаются. Их нужно перемалывать. За ними я специально ездила в Подмосковье.
В технике горячей эмали она делает ювелирные украшения, миниатюры и предметы интерьера. Ее постоянно просят поучаствовать в международных и всероссийских выставках.
– Несмотря на то, что я уже 10 лет в этом направлении работаю, все равно ищу. Хочется найти индивидуальную технику, в которой я буду творить. Я сейчас экспериментирую.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости