Общество
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Общество
Русская планета

«Уголок просвещенной Европы»

Фото: fotoimedia / Татьяна Волобуева

Как шотландские миссионеры несли христианство на Кавказ и почему у них ничего не получилось

Екатерина Филиппович
3 февраля, 2015 16:15
16 мин
В начале XIX века на Кавказских Минеральных Водах появилось первое и единственное в Российской империи поселение миссионеров Эдинбургского библейского общества. Шотландцы обосновались на восточном склоне горы Бештау, в поселке Каррас — ныне Иноземцево. О том, что заставило европейцев приехать на Кавказ, «Русской планете» рассказала кандидат исторических наук Лидия Краснокутская.
– Что привело на Кавказ миссионеров из Эдинбургского библейского общества?
– К началу XIX века общество уже имело опыт распространения христианства в африканских государствах, а Генри Брунтон — руководитель миссии на Кавказе — успел создать азбуку языка, грамматику народа Мандинков в Сьерра-Леоне и перевести на него Библию.
В Африку он съездил весьма удачно. Кавказ же в это время был тревожным, далеким и неспокойным. Здесь жило множество народов, некоторые были язычниками, но естественно, большинство уже исповедовало ислам.
Шотландские миссионеры, будучи евангелистами, своей главной целью полагали распространение христианства. Они были идеалистично убеждены в том, что это самая правильная вера на всем белом свете. Кроме этого, у них была еще одна задача — обучить коренных жителей ремеслам и привить им трудолюбие. Члены миссии были знакомы с книгами о северокавказских народах, впрочем, все равно представление о жизни на Кавказе они имели весьма смутное — считали, что все беды местных происходят от того, что они исповедуют неправильную веру, не трудятся, как европейцы, на заводах и фабриках, и не ведут оседлый образ жизни.
– То была миссия чистого европоцентризма? Сначала в Африку, потом на Кавказ…
– По их философии распространение христианства и любви к труду почиталось за высшую добродетель. Это были представители эпохи Просвещения, естественно, европоцентризм затмевал их сознание, плюс они весьма слабо были осведомлены о реальной жизни на Северном Кавказе. Шотландцам все казалось, что здесь живут не так с их европейской точки зрения, и поэтому они решили привезти свою культуру на окраину России.
Миссионеры были по-своему одержимы идеей, но в то же время каждый из них имел университетское образование. Глава миссии Генри Брунтон был профессором филологии, его единомышленник Александр Патерсон прослушал медицинские курсы Эдинбургского университета, Георг Блей также имел наряду с духовным образование медицинское. Надо отметить, что Александр Патерсон не был Брунтону просто единомышленником: родная сестра Патерсона вышла замуж за коллегу брата.
В 1802 году три первых переселенца прибыли на Кавказскую линию — министр иностранных дел Новосельцев снабдил их сопроводительным письмом, позволяющим передвигаться по территории Российского государства. Водным путем из Москвы они прибыли к своим единоверцам в немецкую колонию Сарепта — местечко близ Царицына. Она также была основана на религиозном принципе, и являлась евангелистическим братством.
В то время условия приема в Российскую империю иностранцев были достаточно жесткими: по манифесту Екатерины II 1763 года сюда могли приехать только мастеровые люди и только в формате колонии. Один человек не мог рассчитывать на льготы от государства, а житель колонии мог тридцать лет не платить налоги в казну.
Колония эдинбургских миссионеров осела под Бештау в местечке Каррас в 1802 году — она стала первым и единственным на тот момент шотландским поселением на территории страны.
– Шотландцев на Кавказские Минеральные Воды привела исключительно протестантская добродетель? Или имелись более приземленные мотивы?
– Они стремились взаимодействовать с людьми разных национальностей, прививать свои нравственные и религиозные ценности, распространять знания о Христе. Они ради этого родину покинули.
Когда главе миссии Генри Брунтону предложили выбрать место проживания, сначала жребий пал на аул Абуково рядом с Георгиевском, но он был мононациональным. Шотландцев это не устроило. Тогда им предложили перебраться в Каррас и поселиться в долине между реками Джемуха и Подкумок у подножия горы Бештау. По берегам этих рек жили ногайцы, тут же — абазины, а чуть дальше кабардинцы, а в самом горском ауле Каррасе были равно представлены три национальности.
25 декабря 1806 Александр Первый подписал шотландцам Жалованную грамоту с формулировкой «О поселении на вечные времена для вящей силы». К тому времени к миссионерам присоединились их семьи — присутствие шотландцев медленно, но расширялось.
– А как же они жили четыре года до милости государя-императора?
– Когда шотландцы только прибыли в Каррас, им сразу же было предложено взять землю. Но подумайте, они были просветителями, учителями. Нам с вами сейчас дать землю, мы на той грядке умрем.
– То есть они аграриями не были?
– Они вообще горожане были плоть от плоти, причем очень идеалистически настроенные. Когда они только переехали в свои дома — до Жалованной грамоты они жили в гостевых — начали мечтать о том, что неплохо бы здесь сделать канал по примеру Невского, построить город. Но задумке не суждено было исполниться. Зато в 1805 году они основали первую на Пятигорье школу. Учились там и местные закупленные дети из числа невольников в горских обществах: они изучали не только русский, но и английский, немецкий, арабский.
– Чужеземцам можно было контактировать с российскими подданными?
– Да, однако шотландцам нельзя было лишь селить их у себя в колонии — чтобы они не попадали под налоговые льготы. У местных крестьян не было таких широких привилегий. Еще нельзя было обращать их в протестантскую веру. Что и говорить, хозяйства иностранцев со временем становились крепче и намного состоятельнее основной части рядовых российских крестьян. На всех Кавказских курортах до 1825 года не было другого гражданского поселения, которое было столь же гостеприимно.
– Каким же образом шотландцы планировали распространять христианство на Кавказе?
– Для того чтобы контактировать с местным населением, им пришлось выучить по два-три языка. Они много общались с людьми, их нормально воспринимали, но христианскую доктрину не понимали. В ней содержится много вопросов, которые нужно просто принять на веру, а они не могли этого сделать. Как-то однажды миссионеры оказались в ногайской деревне и заметили, что в одном из домов в обложке Нового Завета лежит Коран. Тут они и поняли, что местные их Библией на арабском печку растопили.
Конечно, притягивала и шотландская просвещенность. Кабардинский просветитель Шора Ногмов однажды ответил Александру Патерсону, что он «готов принять христианскую веру, но его не поймет его народ».
При составлении Жалованной грамоты шотландцы попросили разрешение покупать невольников у горских народов. Детей-сирот приобретали для того, чтобы обращать в христианство. Александр I очень не хотел указывать в документе этот пункт, но тем не менее, в грамоту попала строчка о том, что стоимость одного человека составляет 200 рублей серебром. На такой отметке в бумаге настояли, поскольку Эдинбургское библейское общество спонсировало деятельность своих миссионеров. Для начала переселенцы выкупили порядка 30 человек из числа горских невольников разного возраста. Был даже такой эксперимент: купили юношу и девушку и специально поженили.
– Принудительно или по обоюдной симпатии?
– Как сейчас узнать? Скорее, конечно, по обоюдной. Кстати, из всех закупленных детей до взрослого состояния доросли лишь девять горских мальчиков — они женились на немках, знали несколько языков, остались с английскими фамилиями, а их потомки и поныне живут в России.
– А покупка детей не входила в конфликт с концепцией добродетели?
– Шотландцы не расценивали их как рабов, а о себе думали скорее как о спасителях и воспитателях. Они мечтали заложить в детские души нравственное начало, а потом выпустить их в общество. Некоторым детям сохраняли имена, данные при рождении, но чаще нарекали по фамилиям директоров и меценатов Эдинбургского библейского общества.
По Жалованной грамоте эти «приобретения» были во власти покупателя только до достижения 23-летнего возраста, а потом автоматически становились свободными. Колония предусматривала выделение им 60 десятин земли и всего необходимого для того, чтобы обзавестись хозяйством и создать семью. Один из миссионеров даже женился на одной из таких девушек. Она родила ему ребенка, но до старости не дожила — умерла от простуды.
– Намерения гостей не беспокоили Санкт-Петербург?
– Само собой за поселением велся надзор. Но вместе с тем оно стало Меккой как для российских, так и для иностранных гостей. Все, кто прибывал на Воды, считали своим долгом заехать посмотреть, как живут в Каррасе. Так называемое «водяное общество» легко определило статус поселения уже в первое десятилетие XIX века — его назвали «уголком просвещенной Европы».
– Высоконравственных миссионеров не смущала несвобода выбора, навязывание вероисповедания? Ведь дети несли иную культуру.
– Все-таки они были маленькими, но в своих обществах — невольниками. В таком положении они оказывались в результате междоусобных воин, которые на Северном Кавказе были часты невероятно. Или, например, эпидемий — детки остаются без родителей, и их забирают в другие семьи. То что горские общества шли на риск и продавали малышей, не укладывается в представление о психологии тех народов. По большому счету, они даже не до конца понимали, что такое деньги.
Дети не принимали европейскую культуру, убегали, равно как и подростки. Их воровали назад представители горских обществ. Но, тем не менее, девятерых, что остались, крестили и воспитывали в шотландских традициях. К середине XIX века один из них захочет открыть свою собственную типографию. Начальник штаба при администрации в Тифлисе полковник Григорий Филипсон позже напишет о них, что мальчишки из Карраса приехали в поисках лучшей жизни в Стамбул. Один из них станет владельцем кирпичного завода, другой купит пароход и будет заниматься перевозками на Черном море.
– Как горцы встретили чужаков-иноверцев?
– С большим интересом, дружелюбно, на Кавказе же гостеприимство возведено в культ. Их сразу поселили в гостевых домах. Шотландцы изучали быт, язык и культуру местных народов, общались, одаривали местных подарками, покупали у них все необходимое для жизни: коров, лошадей, ульи. Благодаря добрососедству они постепенно обзавелись хозяйством. Приехавшие были людьми почтенными, но смелыми. Их уклад жизни несколько отличался от горского, но непохожесть позволяла им с интересом постигать культуры друг друга.
Беседы о религии интересовали часть местных жителей, прежде всего, элиту — дворян или священников, которые умели читать и писать. Они становились собеседниками просветителей, однако уровень их образованности оставлял желать лучшего. Знаете такое мудрое изречение: если бы христиане от корки до корки знали Библию, а мусульмане от корки до корки знали Коран, тогда на земле никогда не было бы конфликтов.
Шотландская идея распространения христианства на Кавказе была утопичной изначально. Они планировали воспитать горских детей христианами и выпустить их обратно в мусульманский мир. Это было невозможно, неосуществимо. Разбойники из горского населения, как только узнали, с какой целью появились миссионеры, стали совершать нападения на колонию. Кто вчера продал просветителям ребенка и корову, отнимал детей и скот, грабил. Бывало, самих колонистов воровали, правда, потом возвращали. Территорию, на которой находилась миссия, пришлось обнести высоким забором, ее охраняли солдаты и казаки — было очень опасно оставлять иностранцев без помощи. Еще и поэтому шотландцы не хотели брать землю без Жалованной грамоты — боялись осложнений с местным населением. А вот на государственные участки земли никто не претендовал.
– Помимо неприятия со стороны местных, у членов миссии были сложности с адаптацией?
– Первое и главное что их губило — как ни странно, грязная вода. У горцев есть такие понятия как «верхняя», «средняя» и «нижняя» воды. Вот живут семьи у реки и все пользуются ее водой — пьют, купаются, стирают… Внизу у русла вода казалась вроде и чистой, но что-то с ней было не так. От специфической инфекции умер один член миссии. Поэтому в 1809 году они были вынуждены сделать сначала деревянный водопровод (через время он будет заменен на керамический), а потом крытый бассейн на базе одного из ручьев. Более того — у резервуара установили круглосуточное дежурство: семьи по очереди следили за тем, чтобы никто не посягал на чистоту их воды.
– Что еще шотландцы привнесли в развитие региона?
– Они были потрясающими столярами, строителями, печатниками. Именно они основали первую на Северном Кавказе типографию — помощниками наборщиков в ней работали те самые девять оставшихся выкупленных мальчиков. Помимо этого, они распространили европейскую усадебную культуру — сады, виноградники. Александр Патерсон в своем дневнике указывал, что он «привез с Западного Кавказа косточки вишен, слив и семена яблонь». Так начинались первые сады. Ведь люди близ Карраса вели кочевой образ жизни, и довольствовались тем, что растет само.
А вот типография, увы, вскоре закрылась — потому что невыгодно было делать книги в местности, где читать умели лишь единицы: священнослужители и сами миссионеры. Ее вывезли в Астрахань, где часть шотландских миссионеров продолжила просветительское дело.
– Как эта колония связана с немецким поселением на Кавказе, которое появится чуть позже?
– Шотландцы совершенно не умели обрабатывать землю, а рабочие и крестьяне, приехавшие в Каррас, не выдерживали дальний переезд, и колония «оголилась». В 1809 году на помощь позвали немцев, у которых с земледелием все хорошо ладилось. 170 человек приехало в первый же год. Многие из них не были религиозны — в их задачи входило улучшение своего материального положения на благодатной южной земле. Первый шотландский переселенец Александр Патерсон призывал их к нравственности, пытался разбудить в них духовность — но тщетно.
– Что в то время считали безнравственным?
– Некоторые из них порой позволяли себе не посещать церковные службы, которые проводились дважды в день. Для них Патерсон пригласил из Сарепты духовного наставника.
В 1835 году миссия была официально закрыта, финансирования от Эдинбурга она лишилась за 10 лет до этого. Однако немецкая колония Каррас осталась и обросла новыми жителями. Ныне на ее месте находится поселок городского типа Иноземцево.
– Известно ли, как в дальнейшем сложилась судьба первых миссионеров?
– В 20-е годы XIX века в силу внешнеполитических осложнений на Кавказе для Российского правительства важнее было поддержать тружеников-немцев. Активность шотландских просветителей была оставлена без внимания. Ограничения проезда и деятельности на Северном Кавказе привели к тому, что все они выехали из России, за исключением Александра Патерсона, Джеймса Галловея и юношей горского происхождения.
Позже Патерсон с семьей перебрался в Пятигорск, вырастил детей, его сын стоял у истоков Русского бальнеологического общества. Дочь вышла замуж за военного и взяла фамилию Пашутина. Сам Александр четверть века прослужил Российской империи, получил дворянский титул и тысячу десятин земли в вечное пользование.
В начале XX века потомки Патерсона приняли православие, чтобы не выделяться и не подвергаться гонениям. Во времена СССР часть из них была репрессирована. Фамильная усадьба в Пятигорске не сохранилась.
Поделиться
ТЕГИ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ