Общество
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Общество
Русская планета

«Над нами смеялись продавцы в магазинах»

Молокане. 1870-е годы. Фото: NYPL Digital Gallery

Корреспондент «Русской планеты» побывала в этномузее христиан-молокан

Лариса Бахмацкая
28 августа, 2015 16:21
11 мин
Уникальное историческое и культурное явление Ставропольского края — это этнический музей в поселке Новокумский, где живут молокане. Молокане — разновидность духовного христианства, а также особая этнографическая группа русских. Они, как и казаки-некрасовцы, в прошлом веке вернулись из Турции, где жили закрытой коммуной. На Ставрополье они решают несколько задач: сохраняют язык, традицию и веру предков, а также предоставляют возможность туристам окунуться в мир русской старины. Этнодеревня существует на Ставрополье с 2012 года, на строительство комплекса на 8 га земли были выделены средства из бюджета края в размере 7 млн рублей.
Приезжаю в поселок Новокумский, и захожу во двор стилизованного под старину дома-музея молокан. В дверях дома, украшенного искусственными цветами, стоит молодая женщина в белом полупрозрачном кружевном платке и задумчиво смотрит куда-то в сторону засыпанного песком двора, качелей и фигуры аиста в гнезде. Глаза у селянки ярко-синие, а волосы темные. Здороваюсь, сразу спрашивая, из молокан ли она.
– Я немка, про немцев вам могу рассказать, — улыбается женщина, — в Левокумском районе много немцев. Приехали сюда еще мои бабушка с дедушкой из Казахстана, из ссылки, захотелось им на Кавказ, ну и выбора особо не было.
Галина Васильевна показывает воскресный вид дома. Фото: Лариса Бахмацкая / «Русская планета»
– Живете рядом?
– Дом близко, — куда-то в сторону огородов показывает немка, — но пешком все равно далековато, в поселке поголовно у всех машины, за рулем все. А другого варианта нет передвигаться. Общественного транспорта нет, вот и взяли все кредиты. Галина Васильевна сейчас подойдет, вы не ошибетесь, видно молокан издалека. Как и некрасовцев видно, только они совсем другие, хоть и живут по соседству.
– Совсем другие?
– Совсем, — многозначительно смотрит на меня женщина, и делает длинную паузу, — некрасовцы, как петухи, яркие, нарядные, всякими украшениями обвешаны, бусинками, пуговичками, а молокане — почти противоположность.
Подходит женщина в светлом платке, под которым спрятаны волосы, в светлых кофте и длинной юбке без украшений.
– Меня зовут Галина Васильевна Демидова, но в принципе, можно и Галиной, я душой молодая, и подворье это основывала сама, хотя уже на пенсии.
– Молокане считаются очень закрытой общностью, а у вас целое подворье для туристов, вы не противились?
– Нет, мы хотели показать нашу жизнь, быт, вера наша не запрещает, просто я постоянно советовалась с нашим пресвитером, все продумывали вместе, я вообще с ним во всем советуюсь. Да и все в общине советуются.
– Как вы на Ставрополье очутились?
– Надо начинать с Александра II, когда шла Русско-турецкая война и наши войска отвоевали Карсскую область. И царь объявил о заселении тех земель россиянами. Раньше молокане жили в Тамбовской, в Самарской области. Но молокане верят, что пришествие Христа случилось на горе Арарат, поэтому мы и ринулись на бывшие турецкие земли, чтобы поближе к горе находиться и ожидать второе пришествие Христа. Мы ни одного шага без веры не делаем, без совета с просвитером Василием Николаевичем. Он прекрасно знает священное писание, и любой спор может разрешить через библию.
– То есть вы оказались не в Турции, а на завоеванных землях?
– Да, но потом к власти пришел Ленин и подарил Карсскую область вместе с нами Ататюрку обратно. Ататюрк считался прогрессивным правителем, и поэтому дал возможность желающим уехать, но многие люди не хотели уезжать, привыкли уже к земле, скотина была, техника была. Кто-то уехал в Америку и мои родственники тоже. Прошли годы, и мы стали проситься в Россию, это уже после Великой Отечественной.
– Почему решили оставить Турцию?
– Турки могли украсть наших девушек, безопасности не ощущали, русский язык начали терять, в школах нас по номерам называли, а не по именам, били по рукам учителя, если кто-то на русском заговаривал, да и кровосмешение пошло, мало молокан осталось и приходилось жениться на троюродных братьях-сестрах. И много от этого детей с патологиями рождалось.
Так называемые «утирки» висят вместо занавесей. Фото: Лариса Бахмацкая / «Русская планета»
Галина Васильевна спохватывается, что мы стоим на пороге дома, предлагает войти и сесть за большой деревянный стол, украшенный белой скатертью с вышитыми цветами по краям.
– Не боялись в СССР ехать?
– Мне тогда 10 лет было, когда мы переехали, это 1961 год, и помню, что мы не задумывались, как сейчас с верой обстоят дела. Мне казалось, что это такая прекрасная страна, где вишни, яблони и груши можно сорвать из окна, что везде фруктовые сады. А там фрукты не росли, в Турции. Мы в основном пшеницей питались. Дети фруктовые деревья мгновенно обносили, если где встречались. И помню, что погрузили турки нас в товарняк вонючий и грязный. Ехали мы поездом оттуда, и не понимали, что такое Кавказ, мы просто хотели в Россию. И помню, как на русско-турецкой границе пограничники русские брали нас, детей, на руки, как драгоценности, и несли на родину. Очень аккуратно и нежно обнимая, от этого такая радость была, что мы к своим вернулись. А поезд советский был новеньким: красивый, зеленый, белье свежее, почти хрустит, так накрахмалено, и я в тот момент почувствовала свободу. Привезли нас сюда, в Левокумский район Ставропольского края, потому что нужны были рабочие на винном заводе, а мы все в общине трудяги.
– В Левокумском районе как к вам отнеслись?
– Район этот казачий, поэтому хорошо отнеслись, но бывало и посмеивались: некоторые наши слова не совпадали с привычными здесь. Например, лампы жгли керосином, а мы его называли фитогеном. Продавцы смеялись, когда мы фитоген просили. Галеты — печенье. Как мама рассказывала, пойдут на виноградники работать, а нас пятеро у нее было, папа умер еще в Турции, бригадир бывало помогал, а местные возмущались, мол, понаехали к нам турки. А какие ж мы турки?
– Я смотрю, у вас в доме все светлое, и скатерть, и занавески, и кровать застелена белым, да и одеты вы в светло-серое, голубое. Это ведь не случайно?
– Светлое — наряд праздничный или воскресный. Каждое воскресенье мы все наши дома делаем светлыми, меняем белье на постелях, сами стараемся светлее одеться. А приходит вечер воскресенья, и мы все складываем до следующего выходного. Так же и с одеждой. Но если траур, то тогда мы надеваем темное, но не черное. Черного цвета вообще нельзя надевать. Траур должен быть главное в душе, скорбеть надо внутри.
– Сколько у вас человек в общине?
– Примерно 100 человек взрослых, а детей мы не считаем. На Ставрополье есть около 20 молоканских общин.
– А с браками вопрос решился после Турции? Я про кровосмешение.
– Не очень. Мы в Россию вроде бы для этой цели и приехали, а потом девушки и ребята поженились с другими, а потом разошлись. А нам расходиться нельзя. Но в крае есть еще молокане, общаемся с ними, и свадьбы случаются.
Над домом на длинном шесте красуется «гнездо аистов». Фото: Лариса Бахмацкая / «Русская планета»
– Слышала, что блюда у вас пресные, это так или просто выдумки?
– Не думала об этом, — пожимает плечами Галина Васильевна, — можно и досолить при желании и поперчить, это на любителя. Например, на свадьбе, как и всех обрядах, мы придерживаемся стандарта. Обязательно подается лапша, а борщ не варим. Бывает парень неженатый, его спрашивают, когда ты лапшой будешь кормить? Это про свадьбу идет речь, а не про похороны. И подается в самоварах чай, а к нему — лимон, сыр, кислое молоко, пироги молоканские, хлеб и мед. Мы все в печи печем, чтобы масла было мало, жирное не полезно. Но мы ж не просто едим, а во время трапезы идет служба, певцы псалмы поют, и потом со столов все убирают. А еще наказы молодым дают. И мы не партиями за стол сажаем, а всех: 300–400 человек. Поэтому и помещение у нас большое должно быть, чтобы все уместились, ну или на улице столы ставим, если тепло и дождя нет. А когда только еду поставили и еще не начали, просвитер и хозяин дома встают и говорят: «Начинайте, братья, сестры, ешьте, пейте во славу божию, в подкрепление себе, в честь наших новобрачных». А дальше желают любви. И для организма легко: ничего острого и ничего кислого. Потом опять молимся.
– Молочных продуктов много потребляете?
– Вы связываете молоканство с молоком? — искренне удивляется женщина, — молокане мы потому, что в Библии есть метафора чистого словесного духовного молока. Не потому, что молочные реки текли. Молочное употребляем, но любую трапезу начинаем с чая: завтрак, обед это или ужин. С сахаром обязательно. А перед чаем обязательна молитва, и после.
– Есть какие-то еще особенности в быту молокан?
– Дома занимаемся вязанием, шитьем, все вручную вышиваем. Молоканские семьи исторически многочисленные, поэтому вместо стульев — скамейки или диваны. Что касается кроватей, то раньше спали все в одной комнате, помещений лишних не было, и кровать молодоженов всегда закрывалась занавесками, пологом таким, чтобы оградить мир молодых от окружающих. Вообще вышивка крестом, гладью и вязание крючком — это основное занятие молодых женщин. Девицы наши косы распускали, а если волосы спрятаны — то значит замужем, нельзя с ней знакомиться.
– А у мужчин такой опознавательный знак есть?
– Конечно. Если завязь пояса свисает на левой стороне, то женат, а на правой — свободен. Все просто: когда пара сочетается, жена стоит по правую руку от избранного, и чтобы между молодыми не было в жизни никаких узелочков. Чтобы все было гладко.
Еду обратно, и не перестаю удивляться старообрядцам, которые до сих пор существуют не где-то в тайге, а в густонаселенном Ставрополье. Несколько сел края остаются островками, где их история сохранилась почти нетронутой, и внешний вид молокан, их уклад жизни практически не изменился за последние 200 лет. И самое поразительное, что свой странный и непривычный образ жизни они сделали туристическим продуктом, создав вместе с казаками-некрасовцами этнодеревню с государственной поддержкой.
Поделиться
ТЕГИ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ