Общество
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Общество
Русская планета

«Регион у нас не театральный, просит комедию ниже пояса»

Сцена из спектакля «На всякого мудреца довольно простоты» театра «Крупный план». Фото: Екатерина Филиппович / «Русская планета»

Актеры драматического театра «Крупный план» рассказали, каково быть бездомными миссионерами

Екатерина Филиппович
19 мая, 2015 14:09
13 мин
У единственного на Кавказских Минеральных Водах камерного драматического театра нет помещения. Тем не менее, за неполные два года работы в Пятигорске в театре без бюджета были поставлены четыре спектакля, в том числе один по пьесе Чехова «Вишневый сад». Рецензии на их постановки печатают краевые издания, а репетировать труппе из 24 человек приходится, где повезет.
Сегодня они — в актовом зале Армянского культурного центра. Перед калиткой во дворе центра сидит дедушка со слуховым аппаратом. Интересуюсь у него, где репетирует театр.
– Вторая дверь, дочка, зайди, там твои артисты.
За стенкой рядом с входом кто-то бьет в этнические барабаны, а в зале начинается репетиция.
Заслуженный артист России Сергей Волков, главный и единственный режиссер «Крупного плана» перелистывает распечатки с пьесой Александра Островского «На всякого мудреца довольно простоты». Скоро артисты будут «прогонять» третье действие.
Ко Дню Победы здесь собирались делать спектакль по мотивам книги Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо», но не сложилось из-за недостатка денег и камерного формата.
– Не люблю смотреть спектакли, которые мы хотим ставить, а тут посмотрел. Там требуется не 500 тысяч на оформление, а миллион. Все должно быть аутентично вплоть до петлицы. Откуда такие деньжищи — 16 человек одеть? Плюс нет своей сцены, и мы не можем обрубить светом четвертую стену. А война — это история, святая тема, в ней врать нельзя, — говорит Аркадий Айрапетов, по его собственному выражению, актер и «завхоз Плюшкин». Ему приходится не только играть, но и, например, искать чемоданы для декораций и костюмов. На вопрос, откуда они появляются, хитро улыбается и говорит: «Не скажу».
Галина Григорович 18 лет проработала в пятигорском ТЮЗе, прежде чем прийти в театр Волкова. На сцене она — богатая вдова Софья Турусина, питающая нежную привязанность к приживалкам и блаженным. С началом репетиции голос актрисы моментально меняется с делового на сценический — с хрипотцой и истерикой.
– Ну конечно, я ему говорю как-то: посмотрите, у моей Матрёши от святости уж начинает лицо светиться; это, говорит, не от святости, а от жиру, — под разговор Софьи с племянницей Машенькой Волков громко смеется над живой иронией Островского.
Режиссер Сергей Волков. Фото: Екатерина Филиппович / «Русская планета»
Для одной из сцен нужен колокольчик, а с реквизитом — беда: мало того, что по нему нет художника, так и его самого почти нет. Но главреж найдет выход из любой ситуации:
– Вообрази, что там колокольчик.
– Но его нет!
– Ну, рукой просто движение сделай.
По ходу репетиции Волков изображает то гадалку, то бездомного, помогая будущему юристу Гаянэ Тананян вжиться в роль Манефы. За ним хочется записывать.
– Ходи, как та страшная баба с бородой, которая по городу околачивается. Понаблюдай, у нее нет никаких комплексов.
– Видела я такую. В магазине косметики. Подходит к продавщице и говорит нагло: «Ну, дай мне тушь». Много-много раз это повторяет, как мантру, девочка за кассой стоит растерянная, будто под гипнозом. Ну, я и сказала, что̀ нужно попрошайке дать, — Галина Григорович на секунду сбрасывает с себя купеческий образ.
Гаянэ Тананян в этом году заканчивает учебу, работает и уже несколько лет подряд ездит в Ереван на курсы по актерскому мастерству.
– Это часть жизни. Я могу не зарабатывать, но я должна быть здесь. Окончу вуз — подарю диплом родителям и поеду поступать на актерское отделение. Очень хочется попробовать себя в кино, но пока рано. Как говорит мой педагог, актер, в первую очередь, должен быть на сцене, а потом в кинокамере.
Племянница купчихи, московская барышня на выданье Машенька — Виктория Белезная, дипломированный специалист по сервису и туризму. Первая серьезная роль — Дуняша в чеховском «Вишневом саду». Помимо театра, работает моделью.
– В «Крупный план» я пришла за опытом, знаю, что режиссер поможет и даст наставления, в каком направлении дальше развиваться. Мы камерный театр, взаимодействуем со зрителем напрямую без «четвертой стены» — это очень обязывает.
Галина Григорович училась в Московском государственном институте культуры, вне сцены преподает ораторское искусство.
– Вы эмоции передаете невероятно. Купчиха Турусина кричит, и мне страшно.
– Какие вы в провинции все пугливые. Мы стараемся работать от сердца, иначе нас просто не поймут. Надо, чтобы зритель смотрел на героиню и видел живого, думающего, любящего человека. Театр, который здесь есть (Ставропольский государственный театр оперетты находится в Пятигорске — Примеч. РП.), работает в формате музыкальной комедии — это совершенно другой жанр, а драмы на КМВ никогда не было, и вдруг такое родилось. С нами люди могут наблюдать жизнь в бытовом, классическом или даже сказочном варианте. Можно прожить сразу несколько судеб.
– Усталость чувствуется, когда столько отдаете?
– Нет еще, я бы еще порепетировала. А когда по два-три спектакля играют — то как? Тогда да, действительно усталость, но и удовлетворение от сделанного.
Под конец действия разбивается стакан. Кажется, специально, но нет — падение незапланированное. Осколки собирают все, вместе с режиссером.
«Искусство в глубочайшем загоне»
Сергей Волков цитирует Маркса, ставит Чехова и считает, что зрителя нельзя «обслуживать». Сам он пятигорчанин, окончил театральный институт в Ленинграде, потом попал в Омский академический театр драмы.
– Я был там счастлив, много играл с замечательной труппой: мы исколесили весь Советский Союз от Прибалтики до Камчатки, выезжали на самые престижные международные фестивали. Судьба у того театра хорошая и труппа очень мощная.
Актеры театра «Крупный план» на репетиции. Фото: Екатерина Филиппович / «Русская планета»
– «Крупный план» — единственный театр драмы в столице Северо-Кавказского федерального округа. Наверняка вас об этом миллион раз спрашивали, но все же — ответственность ощущается?
– Не скажу, что она — главный мотив. У меня немного другие побуждения. Казалось ужасно несправедливым, что в регионе с такими традициями, с историческими и литературными корнями, в месте, где был весь цвет культуры XIX века, где все дышит искусством — и нет театра. А он должен быть, и не один. И молодежный, и детский. Каждому городу-курорту нужен свой театр, а лучше единая их система. Но, к сожалению, все это сейчас в плачевном состоянии, и люди не сильно стремятся к тому, чтобы здесь что-то было. «Крупный план» возник скорее не благодаря, а вопреки. Так что ответственность — да, есть, например за условия нашего выживания. Мы тут одни, и это, скорее, должно вызывать страх. В первое время это больше был эксперимент: возьмем что-то маленькое и посмотрим, как пойдет.
В результате из ничего возник настоящий театр. Волков убежден, что самая важная опора для его детища — человеческий фактор, и он же самый значимый компонент.
– Каждый спектакль — это плавание в открытом море, где никого нет, только мы сидим на плоту. Поэтому очень важно друг друга любить и ценить.
– Костяк труппы долго формировался?
– Мы собирали его вместе с Аркадием Айрапетовым. Он пригласил своего человека, я — своих, все переплетено, все друг друга знают. Люди откликнулись, в нашу гавань стали приходить корабли, и флотилия потихоньку выстроилась.
– Я просто делал себе рабочее место, — добавляет Айрапетов. Он говорит немного устало, хмурит кустистые брови. — Целиком согласен с Сергеем Борисовичем, но он сказал красиво, а я выражусь проще. Искусство в глубочайшем загоне. Край благословенный, одна природа чего стоит — она заставляет писать, рисовать, играть. И что?
– Вы на старте называли свой театр площадкой для гражданского эксперимента. Он удался?
– Идея состояла в том, чтобы наш репертуар был высоким в художественном плане, — говорит Волков. — Драматургия должна быть на уровне, отсюда и требования к исполнителям. Их желание расти и мое — взращивать и есть наш общий творческий эксперимент. Театр интересен в смысле самопознания, и в этом плане он — лаборатория.
У большинства участников проекта нет серьезной театральной школы за плечами, азы профессии они постигают благодаря стремлению Волкова развивать камерный «Крупный план».
– Кажется, без отдельного помещения театр невозможен, а вы ухитряетесь не просто выживать, но и расти.
– Нам грех жаловаться. Не все делается сразу, мы же не в сказке находимся. Если мы упремся в обиды и слезы, ничего не получится. Я все время вспоминаю слова великого английского режиссера Питера Брука, который считал, что репетировать можно где угодно. Хоть в лифте, хоть в подъезде. Театр — это состояние души. Итальянские площадки со сценами придумали в холодных странах, а в Африке у костра бегают и играют. В чем разница? Поэтому и мы немного миссионеры, пришедшие на туземную территорию.
– Как публика восприняла первые спектакли?
– Тут надо понимать, что не могут же все жители КМВ побежать в театр. Мы первые, кто здесь совершил попытку ставить серьезный репертуар, приучать посещать драматический театр. Статистика — упрямая вещь, но есть процент населения, который нуждается в сопричастности с искусством, он и ходит. Хотя и до сих пор мы его весь не охватили.
– Приходит больше местных или все-таки курортников?
– Сказал бы, шестьдесят на сорок. Больше местных. Любой театр, помимо культуры и просвещения, — это еще и маркетинг. Мы должны свой продукт реализовать. Сейчас у нас выстраивается метод продажи билетов посредством «сарафанного радио» — через друзей и знакомых, — объясняет Плюшкин-Айрапетов.
Сцена из спектакля «Жених». Фото: Сергей Черняков / «Русская планета»
На такие ухищрения приходится идти из-за высоких цен на аренду и невозможности расклеивать афиши — они, как сказал природоохранный инспектор, «нарушают экологию городской среды». Заявить о спектакле можно только на особых баннерах — естественно, на коммерческой основе. Тем не менее, все заборы в городе обклеены ликами звезд отечественной эстрады — их почему-то не ликвидируют за неэкологичность и устроителей концерта не штрафуют.
– Вы влияете на зрителя. А зритель на вас влияет?
– У нас есть принципиальная позиция по поводу формирования репертуара. Мы не обслуживающая организация и не парикмахерская, мы не занимаемся сервисом, а стараемся быть над ситуацией и стремиться вверх. А зритель, по идее, сам захочет туда дотянуться. Вот это вот «прийти и обслужить» вызывает у меня ощущение скрытого мошенничества, какой-то неправды. Когда артист выходит к зрителю, тем более так близко, как у нас, и претерпевает метаморфозы, это есть исповедь. Так и возникла идея ставить «Вишневый сад», а сейчас мы переключились на драматургию Островского.
На вопросы о гонорарах для артистов Волков отвечает: все вторично. Театр, очевидно, не способ заработать. А вот отсутствие поддержки может его добить.
– Складывается такое ощущение, будто на нас смотрят, как на сборище придурков, и думают: «Когда же они заглохнут? Чем бы их еще… Дустом не пробовали?» Считают, что драма не нужна. Но подумайте, на КМВ миллионное население, растут маленькие дети, и им не прививается тонкость вкуса. Кроме ужасного Деда Мороза с бородой из ваты и страшных сказок, они ничего не видят. Поэтому становятся грубы. Если так пойдет и дальше, чего удивляться трагедии, которая случилась в Минводах?
Несмотря ни на что, камерная драма все-таки выживает. «Крупный план» — первые, кто поставил на Ставрополье «Вишневый сад».
– Почему его так незаслуженно все избегали?
– Это вроде бы комедия, но там такие страсти... Регион у нас не театральный, он просит комедию ниже пояса. А мы сыграли премьеру на аншлаге.
С этим спектаклем театр на днях должен был выехать в Железноводск в Пушкинскую галерею, но в этот раз выступление отменилось: продали всего три билета.
Репетиция заканчивается ночью, с труппой выходим во двор, перебираемся через лужи до калитки. Актеры планируют прогуляться пару кварталов пешком. Я отправляюсь домой перечитывать Чехова и Островского.
Поделиться
ТЕГИ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ