Общество
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Общество
Русская планета

«Для нас и церковь, и синагога, и мечеть — все дом Бога»

На древних могилах смешались символы зороастризма и выдержки из Корана. Фото: Лариса Бахмацкая / «Русская планета»
Корреспондент «Русской планеты» побывала в «малой Мекке» — главной мусульманской святыне России
Лариса Бахмацкая
28 июня, 2015 19:40
15 мин
Иду по магалу, как называют дербентцы старый город с узкими кривыми улочками, расположенный на возвышенности. До Каспийского моря отсюда — три километра. Бельевые веревки от окна к окну протянуты прямо через улицу, и иногда приходится нагибаться, чтобы не задеть простыню или детские вещи. Каждый встречный обязательно подходит, спрашивает, как зовут, откуда приехала, можно ли сфотографироваться и не заблудилась ли я. Многочисленные дети предлагают показать дорогу. Их поддерживают родители, выглядывающие из окон. Я фотографирую, благодарю и иду дальше.
Спустившись ниже, вижу великолепный храм из желтого ракушечника — армянскую церковь Святого Всеспасителя. Сейчас идет реконструкция здания, и строители объясняют, что пока здание закрыто, но походить по территории и посмотреть можно. Все стены испещрены следами от пуль — память о гражданской войне и армяно-турецком конфликте.
Армянская церковь пострадала от многочисленных межнациональных конфликтов в начале XX века. Фото: Лариса Бахмацкая / «Русская планета»
Сейчас храм не действует: в нем размещен музей ковров и декоративно-прикладного искусства. Но иногда, на главные праздники, службы все-таки проводятся. Пока фотографирую, рядом останавливается машина, водитель задает уже не удивляющие меня вопросы.
– А вы на нашем древнем кладбище были?
Каком из них, — интересуюсь я, — у вас их много.
– На самом старом, — говорит рыжеватый мужчина, — сейчас я вам объясню, это кладбище Кырхляр, что в переводе с тюркского означает «сорок» или «сороковник». Вместе с мечетью Джума те могилы являются одной из самых старых и важных для Кавказа исламских святынь. А лучше давайте довезу, только заедем на минутку в мой магазин.
Сажусь в машину, знакомимся, оказывается, что Эдуард — коренной житель Дербента, и уже несколько лет продает в городе мед. Спрашиваю, как привлечь в город туристов.
– Как? Люди боятся сейчас ваххабизма. Они хотят спокойно отдохнуть здесь и так же спокойно уехать. Раньше, когда мы были детьми, туристы приезжали постоянно «Икарусами», по пять штук ежедневно, а бывало, что и по двадцать автобусов выстраивалось. Торговля процветала. Да и сейчас в Дербенте нет конфликтов, есть где-то в горах, но здесь спокойно. Я — коренной житель города, сюда переехал из Турции мой прадед. А в паспорте написано почему-то, что азербайджанец. Нет, я турок чистокровный. Советская власть в азербайджанцы записала турков, иранцев и арабов.
Эдуард гордится коллекцией меда со всего Кавказа и Закавказья и говорит, что мед не может стоить дешево. Фото: Лариса Бахмацкая / «Русская планета»
Останавливаемся у небольшого магазина. На полках мед всех оттенков и цветов. Есть даже черный и темно-коричневый.
– Как бабушка мне рассказывала, она была очевидцем, как-то приехали всадники, они были армянами, и завоевали Дербент. — рассказывает Эдуард. — Про это узнали арабы, следом приехали и отвоевали город. От этого турецко-армянского конфликта осталось много следов на древних стенах. На армянской церкви, вы же видели? Евреев тогда было очень мало, русских еще меньше. И сейчас много споров, кто самая особая нация из жителей города. Лезгины говорят, к примеру, что это они. Но проще всего пойти на кладбище и посмотреть: кто и когда захоронен. У меня продавщица девушка-армянка, так что, мы разве должны ненавидеть друг друга? Нет.
Из-за прилавка появляется Карина, та самая девушка, краснеет, но уверенно уточняет, что конфликт между турками и армянами начался задолго до революции.
– Заселение армян на Кавказе происходило поэтапно, — Карина словно читает главу из учебника. — Почти 200 лет назад царь России подписал указ о переселении части армянского населения на территорию Дербента. Армянам давались обширные права и указывалась важность их переселения именно на плодородные земли. В 1723-м году царь Петр I подписал указ о выделении отдельных территорий в Баку, Дербенте и Губе под заселения армянами. В 1726-м году Екатерина II подписала указ, повествующий о непременности проявления к армянам особого милосердия и заботы. Причем заселение армянами азербайджанских земель отображалось не только в отдельно взятых указах и директивах, но и в межгосударственных соглашениях. Это была та заложенная бомба, которая взорвалась в начале XX века. 
Карина замолкает, потом вновь краснеет и говорит, что мечтает стать журналистом.
Историки не могут с точностью сказать, сколько тысячелетий этим надгробиям. Фото: Лариса Бахмацкая / «Русская планета»
– Еще моя бабушка рассказывала, что ее отец был купцом, — продолжает вспоминать Эдуард. — Привозил товар из Азербайджана, из Ирана. Шелк. Он был богатым человеком. И в одну из поездок он в Баку остановился в гостинице, а ее взорвали. И бабушка моя с сестрами осиротели, и во время того конфликта они, три девочки маленькие совсем, с матерью убежали из дома. А отец оставил дочерям в наследство целый сундук золота и бриллиантов. И уже спрятавшись, они поняли, что сундук забыли. И одна из сестер, как раз моя бабушка, побежала обратно за золотом. Ее один старик остановил, говорит, ханум, то есть уважаемая, почтенная, ты куда бежишь, стреляют ведь. Бабушка объяснила ему, что без золота они погибнут, и старик согласился помочь. Закрывал ее на улице от пуль, они нашли сундук и пошли обратно. И его убили. Он спас наш род. Все золото и камни девушки потом поменяли на хлеб, жили какое-то время в старом городе.
– Правда, что в узких кривых улицах старого Дербента можно заблудиться?
– Испачкаться сейчас точно можно. Запустили ту часть коммунальные службы, а сейчас везде трубы стали менять и все перекопано — не пройдешь. Сейчас камнем укладывают, и надо потерпеть неудобства.
– А почему вы медом занялись? Дело это сложное и не все понимают его ценность.
– Я — медовый гурман, с детства меня научили, что надо каждый день употреблять в пищу мед, а не сахар. Увлекся, покупал у одного и того же человека. Потом стал и продавать, люди жалуются, мол, дорогой. А дешевым мед быть не может. И я никогда не пользуюсь лекарствами.
Мы проезжаем узкие ворота в древней дербентской стене и выезжаем за пределы старого города. Двойная стена времен сасанидов тянется от гор и до морского берега. Сооружение на протяжении 15 веков использовалось в оборонительных целях персами, арабами, тимуридами, монголами. Оно внесено ЮНЕСКО в список объектов всемирного наследия. Его длина — 3,600 км. Южная и северная стены идут параллельно друг другу на расстоянии 300–400 метров. Горная часть уходит на 40 км в сторону Кавказского хребта. Морская часть когда-то заходила на 500 м в море, запирая вход в гавань.
Останавливаемся у кладбища. Старые высокие каменные плиты наполовину спрятаны в высокой траве. Эдуард говорит, чтобы я шла по тропинке, пока не дойду до каменных стен, которые окольцовывают Кырхляр. Но потом все-таки решает меня проводить.
– Захоронение расположено в центре Северного кладбища, — по дороге объясняет турок. — За оградой — четыре ряда надмогильных саркофагов из цельных камней, выдолбленных в виде полуцилиндров длиной до трех метров. Захоронений вообще-то больше сорока, есть еще дополнительный малый участок из восьми могил. Саркофаги Кырхляр горизонтальные, в отличие от более привычных и более поздних надгробных плит на могилах мусульман. Считается, что это могилы святых шахидов, арабских воинов, которые принесли новую религию в Дербент и погибли в бою с хазарами. Религия была в прямом смысле слова новой: хиджра, начало мусульманского летоисчисления, это дата переселения пророка Мухаммеда из Мекки в Медину. В 643 году прошло всего лишь одиннадцать лет со дня его смерти. А вокруг древние надгробья, им по несколько тысяч лет. С арабской вязью — мужские, цветочный узор — женские, и чистый камень — детские.
У толстых стен мы прощаемся, провожатый достает баночку солнечного меда — мне в подарок. Хранители святыни показывают на халаты и платки, просят одеться так, чтобы была закрыта не только голова, но и шея, руки, туловище.
Захожу и вижу саркофаги необычной формы: словно белые колонны, вкопанные в землю наполовину. Хожу по тропинкам меж захоронений без каких-либо надписей и узоров. 
Могилы миссионеров когда-то были испещрены длинными надписями, но сейчас все они — белые. Фото: Лариса Бахмацкая / «Русская планета»
– Это первый арабский памятник ислама на российской земле, — объясняет мне подошедший хранитель, — очень почитаемое место. Мы ее называем малой Меккой, а Дербент — Иерусалимом Кавказа. А Кырхляр — сердце Дербента для мусульман. Похороненные здесь были первыми воинами-миссонерами, распространяли ислам, единобожие среди язычников. И пали как мученики, мы называем их шахидами, и имеют святость как убиенные на пути Бога. В православии тоже есть схожее понятие. К тому же они еще были и апостолами. Приходят сюда люди молиться Аллаху, Богу. Традиционные мусульмане считают, что наши грехи через молитву в освященных местах уходят, и завеса спадает. 1360 лет этим саркофагам.
Сажусь на лавочку возле самого маленького саркофага. Тоже белого, как и все остальные могилы.
– А это люлечка, могила святого, умершего в младенчестве. К ней приходят бездетные и просят чуда. И Бог помогает, причем неважно, какой конфессии люди: и евреи местные приходят, русские, армяне. Здесь просят помощь, и получают. И все здесь расположено сакрально. Рядом были домусульманские церкви, они раньше были языческими капищами. Тоже духовные люди были.
– То есть необязательно быть мусульманином, чтобы почувствовать Бога?
– Конечно, каждый может это почувствовать, если он духовен и молится не о себе, не о своей судьбе, а о мире. Язычники тоже не случайно в этих местах построили свои места, где они обращались к высшим силам. И потом уже мусульмане построили дом Бога. А для нас и церковь, и синагога, и мечеть — все это дом Бога.
– Мечети строили на местах домусульманских религий?
– Да, мы не разрушали, а просто надстраивали или перестраивали. И на одном из таких мест построена в Дербенте самая древняя мечеть в России — Джума-мечеть, история распространения ислама в Дагестане и в России начинается отсюда. «Джума» — это не название мечети, а обозначение того, что в ней совершается главная пятничная молитва — намаз. Любая центральная городская мечеть может называться «джумой». У мечети нет минаретов, она ориентирована не на Мекку, как положено по архитектурному исламскому канону, а на восток. Внутри нет отдельной галереи для женщин, только женский зал сразу за мужским. Эти особенности иногда объясняют тем, что мечеть не возведена с нуля, а перестроена из еще более древнего христианского храма, который существовал в Дербенте во времена Кавказской Албании. В Дербенте масса культур переплетена, поэтому это толерантный город. Есть и персидские могилы, тюркские, и шииты, сунниты, евреи бакинские, мистика суфизма у нас есть в городе, у них музыка очень сильно влияет на людей, в транс можно впасть, такая сила.
Хранители могил КырХляр – добровольцы из местного населения. Фото: Лариса Бахмацкая / «Русская планета»
– Значит, это захоронение всем помогает?
– Всем, кто чист душой. По легенде, тела погибших оставили на съедение птицам, но они чудесным образом остались целыми, и тогда их решили похоронить с почетом. Раньше на плитах были длинные надписи, о которых пишут старые историки и путешественники. Так или иначе, могилы всегда были святым местом для всех жителей Дербента, и для арабов, и для персов, и для азербайджанцев.
– На Кырхляр есть постоянный сторож?
– Да, сейчас он чай нам принесет, а я — гид-смотритель, доброволец, ухаживаем за памятниками, объясняем людям значение кладбища.
Очередной раз прохожу мимо могил и вижу, как входит семья паломников, они оставляют сладости: печенье, несколько больших пакетов конфет. Чтобы не смущать, выхожу из стен и рассматриваю могильные надписи.
– Вот строка из Корана, она говорит о том, что все в мире бренно, — появляется с заварочным чайником из небольшого подсобного помещения смотритель, — подождите пару минут, сейчас заварится. Можете сесть с нами, там руки помойте, если надо, – показывает на крошечный домик мужчина.
Иду дальше, трогая древние камни, прикасаясь к навсегда ушедшей истории. На одном из памятников замечаю рисунок павлина, а другом — льва. Возвращаюсь к расставленным чашкам, первым делом интересуюсь павлином.
– Это влияние зороастризма, если внимательно посмотреть, то можно увидеть много могил зороастристов, огнепоклонников.
– А разве павлин не символ религии езидов?
Смотритель останавливается, внимательно на меня смотрит, спрашивает, не мусульманин ли у меня муж, откуда я знаю такие подробности. Говорю, что нет, просто много читаю.
– Да, павлин был и символом езидов, их даже называли дьяволопоклонниками. Но они вовсе не выступали против Бога, как поклонники сатаны, они лишь придерживались дуалистской точки зрения на все сущее, согласно которой просить милости следует не только у Бога, но и у дьявола. Согласно их верованиям, Бог всемилостив, а потому умиротворению дьявола нужно уделять куда больше времени. Кавказ является своего рода охранной зоной, заповедником, куда догмы современного мира проникают, но соединяются с местными древними верованиями. Здесь много их могил, потому что здесь много могил разных национальностей в принципе, как я уже рассказывал. Но они всегда жили обособленно.
Спрашиваю про льва на могильной плите.
– У многих народов изваяние льва на могиле считалось символом мужества, отваги и воинской доблести. Это говорило о силе, власти и могуществе владельца. Но в нашем городе львы часто улыбаются доброй и немного детской улыбкой. Лев — идеальный символ стража могил.
В тени больших деревьев мы пьем терпкий азербайджанский чай из маленьких чашек. Я в основном молчу, но молчание это не выглядит неуютным. Ощущаю себя уставшим путником, утоляющим жажду. И вот я прощаюсь и вновь иду по тропинке меж могильных плит с восточными узорами. Слышу окрик, поворачиваюсь и вижу, что меня догоняет сторож с пакетом конфет в руках. Просит взять на память. Я благодарю, беру и удаляюсь восвояси.
Поделиться
ТЕГИ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ