Общество
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Общество
Русская планета

«Я не верила, что в России нет церквей»

Фото: Лариса Бахмацкая

Почему община казаков-некрасовцев, вернувшись из Турции, поселилась на Ставрополье

Лариса Бахмацкая
25 сентября, 2014 13:56
17 мин
Несколько лет назад правительство Ставрополья решило, что поскольку в регион входят уникальные своими лечебными водами города Кавмингруппы, то туризм нужно развивать и в других направлениях, чтобы создать кластер, покрывающий ряд районов края. Краевое министерство курортов и туризма добавило к традиционному бальнеологическому отдыху этнотуризм, который должен был не только привлечь туристов, но и добавить новые строки доходов.
Первым пилотным проектом этнической направленности, запущенным в Ставропольском крае, стала этнодеревня казаков-некрасовцев в селе Новокумское. В 1708 году атаман Игнат Некрасов увел часть донских казаков с Дона в Турцию, на озеро Майнос, где они прожили вплоть до 1962 года. Некрасовцы не ассимилировались на новой территории, а сумели сохранить уникальный старообрядческий уклад жизни. Более 240 лет казаки-некрасовцы жили вне России отдельной общиной по «заветам Игната», определяющим устои их жизни. 22 сентября 1962 года из Турции в Россию вернулись 215 живших там семей-некрасовцев общим числом 985 человек. Всего к 1962 году в Россию и СССР переехало около 1500 некрасовцев, из них более 1200 майносцев. Сейчас их потомки проживают в поселке Новокумский.
Как рассказали корреспонденту РП в администрации Левокумского района, прямого сообщения между Ставрополем и Новокумской нет, и почти 300 километров надо проехать на перекладных. Однако вскоре появилась возможность попасть на праздник «Некрасовский карагод» на предоставленном правительством региона транспорте.
«Песнями жили, а сейчас отвыкли»
Новокумское показалось мне таким же, как и все остальные небольшие деревни Ставрополья: с плохими дорогами, белым пустынным зданием администрации, крайне скудным выбором в небольших магазинах, большими и глубокими лужами, тихими улочками и редкими прохожими.
Но из-за поворота показалось несколько человек, и вся обыкновенность станицы исчезла: по улице шли люди в ярких одеждах. Прохожие начали фотографировать небольшую процессию, и я пошла за ними в дом, на котором большими буквами было написано: «Этнодеревня». В здании несколько комнат, как мне объяснили некрасовцы, которые полностью воссоздают их жилье до возвращения в Россию.
– Сюда мы приходим, когда туристы приезжают, а так у всех свои дома, квартиры — рассказывает отец Никифор, только что вернувшийся из храма, где проходило богослужение. — Такие у нас дома в Турции были, а сейчас в быту все современное, пользуемся газовыми печками, микроволновками и мультиварками. Я родился там, мне было 17 лет, когда мы оттуда уехали.
– А мне тринадцать, — добавляет пожилая женщина в красном платке, обшитом бисером. — Я пять классов турецкой школы окончила. По-турецки там прям и учили. Писали на турецком. В первый класс пошла — три двойки было за полугодие. А в школе детей били, всех: и девочек и мальчиков. И по рукам и по щекам. Русской грамоты я так и не выучила, буквы не знаю, но в церкви все правильно на слух читаю, и службу понимаю. Бог дал мне ума. Моя мама рассказывала, что поначалу при церкви в общине была школа. Детей обучали письму, чтению и обязательно пению, у нас вообще мужчины много поют, особенно в церкви так принято. Но потом турецкое правительство нашу школу закрыло, и детей стали обучать русскому тайно, ночами. Кроме учителей, турок в поселение не пускали. Хотя нет, строители турки были. А вокруг домов обязательно должно было расти много цветов. Цветы сажали, я цветочницей была. Больше всего гераней у нас было, запах от них хороший, сильный. Еще хризантемы, георгины.
– Турцию часто вспоминаете?
– Конечно, вспоминаем, но она осталась позади, хоть это и родина. Но здесь больше прожили. В море мы там никогда не купались, только в своем озере. Зато там грязи не было. Снег иногда шел, но сразу таял и все высыхало.
– А рыбы сколько было, — улыбается священник, — рыбаки были, сети были, этим поселение и жило.
– И пляж был, — добавляет женщина. — Но мы не загорали. Голыми нельзя ходить, такого Нестор не завещал. Работы было много, скотину гоняли. Мы даже не знали, что у людей бывает завтрак. У каждого был шитый подсумок, вот идешь на работу, что-то положишь: луковку или чесноковку, набирали воду с озера кувшином и пили. А ночами солому таскали. Днем она колкая, да и ветер ее разносил, а ночью — влажная, удобнее собирать. Всю ночь девки песни кричали, так быстрее работа шла, чтобы до утра успеть. И про Игната Некрасова пели. Песнями жили, а сейчас отвыкли, не часто поем. А как мамочка моя умерла, я и вовсе не пою. А кому передавать сейчас? Дети не способные, не хотят.
«Традиционно мы готовим ночью»
Спрашиваю ее про имена, которые давали детям в Турции, и чем они отличаются от тех, которые дают некрасовцы малышам сейчас.
– Имена все у нас русские, все по святцам. Я, например, родилась в день почитания Елены, так и назвали.
– А имена сокращали в быту?
– Нет, такого не было. Девушкой называли меня Иленкой, а как замуж вышла — Алена. Учительница меня Иляна называла, наверное, любила. Меня вообще учителя любили...
– Роженица может и не знать, какое имя ребенку выбрали, — объясняет нюансы жизни в общине другая женщина, — бабушка в этом деле главнее. Мать родила и отдыхает, а бабушка выбирает сразу, не то, что сейчас, малыши по несколько дней без имен. Я Прасковья, вон Фекла сидит, а рядом — Донна и Серафима. У меня сын Юлван, у кого-то дети Татьяна, Анна, Иуния, Вика. В святках эти имена есть.
– Пожалуйте за столы, — вежливо прерывает наш разговор молодая казачка, также одетая необычно и ярко. Несколько женщин наливают в тарелки борщ из большой кастрюли. Говорят, что все приготовлено по старинным рецептам и классическим способом — на открытом огне.
– Борщ красный, а буряк мы не добавляем, цвет из-за помидоров, — показывает мне на кастрюлю Прасковья. — Плясинду (молдавский вид пирога, напоминающий плоскую лепешку круглой и иногда квадратной формы. — Примеч. авт.) с тыквой и изюмом испекли, узвар из листьев айвы. Зажарку делаем на горнушке (открытая печь. — Примеч. авт.), варим на ней же. Из-за дождя не смогли сделать студень, лапшу и пироги с кашей, мясо с пере (пюре. — Примеч. авт.), потому как ночью стеной лилась вода с неба. Мы, девчата, много готовим, большими кастрюлями, на всех. Сегодня пятеро готовили. Традиционно мы ночью готовим, чтобы утром, после церкви, было все горячим и свежим. Не спим, ложимся по очереди отдохнуть, ноги вытянуть, и усталости не чувствуем.
Обещали Дон
Садимся за два длинных накрытых блюдами стола вместе с учеными-лингвистами, приехавшими к некрасовцам в тот день на конференцию. Ученые по очереди берут стаканы компота и произносят тосты за уникальный язык казаков, вернувшихся в Россию. Сидящий рядом со мной мужчина, так же как и все, ученый, объясняет, почему некрасовцы, ушедшие с Дона, оказались в Левокумском районе Ставрополья.
– Им обещали, что их повезут на Дон, куда они и хотели. Домой. Но в тот момент ни Краснодарский край, ни Ростовская область не нуждались в новых рабочих, а в Новокумском начало развиваться виноделие, образовались совхозы, нужны были рабочие руки. Так они случайно и оказались. Если некрасовцы начнут об этом рассказывать что-то другое — не верьте, — предупредил мужчина.
Лингвисты едят быстро, несмотря на повторяющиеся тосты и аплодисменты. Казачки быстро и ловко убирают тарелки, молниеносно их моют, приносят мясо и рыбу с пере. И только накормив всех гостей, присаживаются возле импровизированного кухонного стола на улице.
– Мы работящие люди, и подняли ставропольские совхозы, — говорит Фекла, — и не жалеем. Поселили, правда, в бараках сначала, но дали единовременное пособие. Тяжело было, конечно. Тогда очереди за молоком, за керосином были, за хлебом. Приехали все многодетные: по 5-7-11 детей. И сложно было всех прокормить. Но не только нам было трудно, по всей стране такое происходило. А потом мы строились, утепляли глиной солому. Церковь, конечно, не разрешили нам открыть, но мы ходили друг к другу, проводили богослужения, праздники отмечали, это святое. А потом все-таки храм построили. Мы ведь на всех парусах сюда неслись, ехали на святую Русь, а церквей-то не было, все снесли. Мы этого не знали, даже подумать не могли, что так. Думали, что тут сплошной рай.
– Я не верила, что в России нет церквей, — вспоминает Серафима. — Помню, когда мы уплывали, я еще девчушкой была 14-летней, подошел ко мне турецкий корреспондент, и стал отговаривать. Мол, там Бога нет, там люди работают круглые сутки.
– Чем отличается старообрядческая церковь от канонического православия?
– Все строже. Мужчины и женщины в нашем храме стоят отдельно. Нельзя самому подойти к иконе и поставить свечку. У нас есть бабушка, которой передаешь денежку и объясняешь, какой иконе надо поставить свечку. И она ставит. А ты на расстоянии разговариваешь с Богом. Правда, сейчас разрешили на Рождество и Пасху самим ставить, ради молодежи. Нас стало намного меньше, мы родили по двое и наши дети рожают по двое, мы только себя воспроизводим, не больше.
– В церковь вы раз в неделю ходите?
– Да, и по праздникам. А в другое время храм закрыт, нельзя заходить. Для поминок или крестин надо созваниваться с батюшкой и договариваться заранее. Сейчас больше, чем 30 лет назад, стали рожать, но работы в селе нет, уезжают в города. Жизнь в селах плачевная. У нас птичники, курятники были, лошадей держали, а сейчас ничего. А когда выборы, призывают голосовать, мы голосуем, но ничего не меняется, разваливается только.
«Общаемся, но не тесно»
Я увожу разговор от скучной темы смены власти, и спрашиваю о красных платках с желтыми узорами, которые необычным образом повязывают казачки.
– Все от родителей осталось. Конечно, бережем, аккуратно складываем. Красный — это жизнь, это солнце, это свобода, это мы, некрасовцы. Украшения из бисера сами плетем, они ничего не обозначают, просто нравится.
Парадоксально, но соседями некрасовцев стали молокане. Википедия мне подсказывает, что впервые это название было использовано в конце XVIII века в отношении людей, отвергших православный культ. По-видимому, «молокане» — это прозвище, которое дали им православные. Есть несколько теорий происхождения этого слова. Согласно одной из них, молокане пили в постные дни только молоко. Другая версия связывает этимологию слова с предпочтением есть молочную пищу в тюрьмах и армии, поскольку эта пища не могла быть приготовлена с использованием свинины, которую молокане не едят. Сами же молокане предпочитают ссылаться на упомянутую в Библии метафору «духовного молока». Их дом выглядит совершенно иным: аскетичным, пустынным, совсем без украшений. Самих молокан в этот день в этнодеревне не видно.
– Соседи молокане пришли сюда чуть раньше, чем мы, и тоже из Турции. Они же протестанты, секта, — говорит Прасковья. — Отличаются одеждой, верят в Святого духа, не почитают святых, не крестятся, у них нет икон — просто уголок с вышитыми полотенцами. Мы с ними в школе вместе учились, в один класс ходили, работали потом вместе, станица у нас маленькая. Как наши родители говорили: в каждой вере есть свое спасение. Общаемся, но очень редки, браки между нашими некрасовцами и молоканами буквально по пальцам можно пересчитать. В своих заветах Игнат Некрасов говорил, что браки с другими религиями не приветствуются, благодаря этому завету мы и не ассимилировались в Турции. Молокане нам говорят иногда, мол, как вы можете молиться кресту, если на нем распинали Иисуса Христа. Мы им объясняем, что свой крест он передал нам, чтобы мы его несли как ношу.
«В чулан раньше мертвого клали»
К общему столу не подходит высокий мужчина с несколькими черно-белыми фотографиями в руках. Судя по его виду, он находится в оппозиции к остальным казакам. Мужчина стоит на пороге этнодеревни в обычной одежде, без которой признать в нем некрасовца человеку неподготовленному невозможно. Спрашиваю про фотографии, знакомлюсь. Зовут его Никита Синяков, а фото сделано после последнего богослужения в Турции.
– Мало людей было, человек десять, мы были уже последние, кто уезжал из нашего дома. Остальные были уже на корабле, нас на машине грузовой довезли до Стамбула, а дальше — море и Россия. Нас мало осталось, надо нам помогать, поддерживать на государственном уровне. Поездку в 1994 году Турцию несколько лет назад я организовал, — рассказывает Синяков. — По моему проекту построили этнодеревню, я консультировал, много я сделал для общины, но что-то меня боятся, убегают от меня.
– Молодежь наша и пить стала здесь, некоторые в тюрьму попали из-за этого, — шепотом говорит Синяков. — В Турции пили, но немного, за разговором про жизнь 200 граммов по 2-3 часа цедили. А сколько мы от партработников в свое время бегали, пока храм строили, как только не пугали нас тогда. А сейчас я не нужен стал. Правда, строил церковь не я, а дядька Захарка.
– То есть вы недовольны состоянием общины?
– Многое в этнодеревне неправильно сделано, я имею в виду расположение вещей в комнатах, интерьер. В чулан раньше мертвого клали, там же молились крестные, отец, мать и жених.
– Предлагаете положить манекен трупа?
Никита Филиппович, кажется, моей шутки не услышал.
– Нет, там слева была лавка, сундук. Поставили кувшинчики, а их не было у нас в Турции. В самой хате стол поставили, а у нас были круглые турецкие низкие, и сидели все на полу. А если семья большая — два стола ставили, все ели из одной чашки, и не болели, только ругались. Надо делать так, как было, музей есть музей.
В это время несколько казачек ели борщ и молча посматривали на Синякова.
– Дом по его проекту строили, чего возмущается, — спокойно и даже расслабленно комментировали казачки.
Беру стакан узвара из листьев айвы. Название звучит не менее вкусно, чем плясинда, но на вкус оранжевый напиток оказывается горьким. Пока пью, спрашиваю, как попасть к ним на экскурсию обычным туристам.
– Надо позвонить в администрацию поселка, и методист обговаривает заранее.
– А бывает, что люди приезжают неожиданно?
– Приезжали, но мы не готовились, не смогли их накормить, ведь на это время нужно. Врасплох нас застали. А могли и вовсе не застать в Новокумском, мало ли, какие у нас дела.
Директор ставропольского музея изобразительных искусств Зоя Белая смотрит на Никиту Синякова сурово. Говорит, что слушать его не стоит.
– Этнодеревня является муниципальным учреждением поселковой администрации, — говорит Зоя Белая, — местом, где можно встретиться не только с носителями традиций, но и посмотреть, как это было. Ответвлений некрасовцев много, история у них длинная, сложная и запутанная. Мы же говорим только о наших некрасовцах, самой последней волны, которые поселились в Левокумском районе. А есть и другие, кто приехал раньше. Они вернулись и всех очень удивили, потому что прожив 254 года среди мусульман, они сохранили культуру допетровской эпохи. И в Левокумском районе поначалу все удивлялись, потому что некрасовцы ходили в своих этнических одеждах даже на работу. Да, у них были круглые столы, и сидели они на полу, а не так, как это представлено в этнодеревне. Есть музей, где представлена экспозиция научного содержания, а там просто иллюстрация, чтобы проводить практические занятия. Многие это плохо понимают. Этнодеревня — не музей, и относиться к ней надо соответственно.
Поделиться
ТЕГИ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ