«Предлагают должность уборщицы с зарплатой в пять тысяч»
Ставропольский железнодорожный вокзал остался без своего поезда. Фото: Екатерина Филиппович / «Русская планета»

Ставропольский железнодорожный вокзал остался без своего поезда. Фото: Екатерина Филиппович / «Русская планета»

Сокращенные ставропольские железнодорожники рассказали, почему им нечего терять

У Ставрополя больше нет своего поезда. Единственный состав № 77/78 «Ставрополь — Москва», который комплектовался в столице края, в последний раз вышел в рейс 20 мая — оттуда он вернется в Новороссийск, где и будет обслуживаться далее. По предварительным оценкам, вместе с его отменой под сокращение попали около 150 человек.

«Мы уже все потеряли»

– Если раньше мы были Ставропольским производственным участком, пунктом технического обслуживания пассажирских вагонов, то теперь — просто участок по подготовке вагонов в рейс. По сути, становимся лишь пунктом оборота без своего поезда, — говорит РП Сергей Манаев, осмотрщик-ремонтник пассажирских вагонов АО «Федеральная пассажирская компания». 19 лет он проработал на техническом обслуживании состава «Ставрополь – Москва».

На Ставропольском железнодорожном вокзале теперь стоят всего два вагона.

– Это называется «горячий резерв», на случай, если к нам придет неисправный вагон. Состав, сформированный в Новороссийске, будет заходить в Ставрополь три раза в неделю по плавающему графику, мы его встретим, обработаем и отправим.

– Получается, если поезд формируется не у нас, что остается городу?

– Вокзал будет работать как обычная станция — встречать, ремонтировать и передавать вагоны другой организации, которая будет высылать поезд в рейс.

– Как вы считаете, почему так вышло? Зачем Ставрополь лишили своего состава?

– Знаете, как сейчас молодежь говорит: «А прикол в чем?» Так и здесь: мы сами не можем понять причину. Движение по сокращению персонала шло планомерно и сейчас привело к таким вот результатам — 150 человек остались без работы.

По словам Манаева, всего на ставропольском производственном участке АО «ФПК» были задействованы около 120 человек плюс 35 сотрудников аутсорсинговых компаний, которые занимались уборкой, ремонтом и экипировкой. После перевода поезда в Новороссийск мест лишились все, кроме шести человек, до сих пор работающих на участке по подготовке состава в рейс.

– Сколько раз мы выступали с инициативами по поддержке ставропольского участка. Но одни предложения без одобрения сверху ничего не решат. Тем более, структура железной дороги еще с советских времен считается полувоенной — у нас все делается по приказу. Сейчас я бы назвал ее наполовину рабской. Забастовки и митинги нам по закону проводить нельзя, общаться с журналистами имеем право только с разрешения руководства. Получается, донести до людей мы ничего не можем…

– А наш разговор с руководством согласован?

– Нам уже терять нечего, понимаете? Мы уже и так все потеряли. Поэтому и выходим общаться с прессой. Как еще защитить уволенных?

«Какие биотуалеты, какие кондиционеры?»

Пока Сергей показывает мне отраслевые издания, в которых масса текстов о высшем руководстве всех структур ОАО «РЖД» и почти ни одной заметки о рядовых работниках, к нам присоединяются проводники, попавшие под волну сокращений. Все они уволены по Трудовому кодексу, но без компенсаций по коллективному договору. На беседу согласились по той же причине: терять им особо нечего.

Бывшие сотрудники АО «ФПК» не хотят переезжать в Новороссийск. Фото: Екатерина Филиппович / «Русская планета».

– У проводников труд каторжный, с людьми работать ужасно тяжело, а особенно в старых вагонах. Тем не менее, к нашей команде всегда было минимальное количество жалоб со стороны пассажиров, — говорят они.

Ставропольский состав отменили из-за нерентабельности: кроме него, есть еще и автомобильный транспорт. С привокзальной площади в Москву ежедневно отходят несколько автобусов, едут они всего сутки.

– Для удобства пассажиров и роста популярности рейса мы предлагали изменить график, сократить время в пути. Клиентов не устраивало и состояние вагонов. Нашим, даже тем, которым делали капитальный ремонт, — более 25 лет. Какие биотуалеты, какие кондиционеры? — добавляет Манаев.

Но тут же оговаривается: на ставропольском участке нет инфраструктуры для других вагонов, к примеру ассенизаторской машины для очистки биотуалетов. Так что и без «местного» поезда обслуживать здесь смогут только старые составы с обычными санузлами.

Новороссийский поезд будет заходить в краевую столицу раз в три дня по плавающему графику. Его предшественник ходил через день.

– Многие пассажиры ездили в Москву на медицинские консультации, были среди них и лежачие больные. Утром они приезжали и вечером же возвращались с нами обратно. У нас спрашивают теперь: «А как же нам ехать назад?» В тот же день выбраться из столицы можно только с прибытием в Невинномысск. Состав 143С «Кисловодск – Москва» из Невинномысска до Москвы идет всего сутки, с такой конкуренцией нам не тягаться. Но все равно, очень обидно, что город остался без своего состава, — возмущается бывший начальник поезда № 77/78 «Ставрополь – Москва» Ирина Суржа.

«Раскачивают лодку» вместе с ОНФ

Уволенные присутствия духа не теряют. Многие из них отдали железной дороге по 20–30 лет жизни и попали под сокращение, когда до пенсии оставалось совсем чуть-чуть.

– Всем, кому пришлось уходить из-за отмены поезда, предложили работу в Новороссийске. Но кто поедет туда? Если у человека нет семьи и жилья, тогда да, а когда в Ставрополе — все? По сути, мы туда должны кататься в ущерб самим себе: восемь часов в дороге, а работа у нас такая, что «выдернуть» могут в любой момент. Вернулся ты в Ставрополь, а тебе звонят — давай обратно, — рассказывает Светлана Писаренко. Она 31 год проработала проводником на поезде Ставрополь – Москва, до пенсии оставалось всего пять лет. Что делать теперь, она не знает.

Как и многие другие, Светлана пришла работать на железную дорогу сразу после одиннадцатого класса. У нее двое детей, младшая дочка в этом году планировала поступать в московский вуз.

– Мы очень надеялись на выплаты, но нас лишили и этого. Я без работы и без денег. У разбитого корыта. Выходит, в итоге пострадали наши дети — несмотря на то, что они нас, проводников, всю жизнь не видели. А другая работа… Ну кому я нужна, в 50 лет переучиваться? Сын меня спрашивает: «Мама, ради чего это все было?»

Сергей Манаев, один из работников преобразованного ж/д участка. Фото: Екатерина Филиппович / «Русская планета»

В коллективном договоре у железнодорожников есть графа, которая гласит: сотрудники, проработавшие 15 лет и более, попадая под сокращение штата, имеют право на выплату выходного пособия сверх суммы, предусмотренной законодательством. Получалось 2300 рублей за каждый проработанный год.

– Однако же дополнительное соглашение к договору лишает этого пособия работников, отказавшихся от «предполагаемого трудоустройства в компании», — Манаев водит пальцем по строчке в документе.

– То есть отказавшихся от переезда в Новороссийск?

– Именно. Те, кто сократился сразу после уведомления, в начале весны, успели получить эту компенсацию, а те, кто доработал на маршруте до мая, — уже нет.

Осмотрщик-ремонтник возглавил группу активистов за возврат единственного ставропольского поезда. Они обращались в АО «ФПК», железнодорожные профсоюзные комитеты, общественные организации. Откликнулся только Общероссийский народный фронт, а их же профсоюз тактично промолчал.

– Сейчас вместе с ОНФ мы пытаемся «раскачивать лодку». Очень жаль, что достойно отпустить людей не могут. Ну, отменили поезд, но, чисто по-человечески, зачем на прощание плохо поступать?

Сокращенные работники, отказавшиеся от переезда, уже отправили коллективную жалобу в транспортную прокуратуру.

– В службе занятости населения нам говорят: «У вас такая узкая специализация, какое трудоустройство, о чем вы вообще?» Я с 17 лет на железной дороге. Максимум, предлагают должность уборщицы с зарплатой в пять тысяч. Еще спрашивают: за компьютером работать умеете? Умею, но только в «Одноклассниках» сидеть, — добавляет проводница Ирина Демидова. До выхода на пенсию ей — всего ничего.

Ирина Суржа, начальник ушедшего поезда, грустно иронизирует:

– У меня при заполнении анкеты в службе занятости спросили «Кем хотите работать?» Откуда я сейчас могу знать, кем? Сказали: «Пишите — начальником». А я начальником поезда была. Что мне теперь, свою дрезину заводить?

Представитель Северо-Кавказского филиала АО «Федеральная пассажирская компания» Сергей Таяновский так прокомментировал ситуацию «Русской планете»:

– Объединение поездов Новороссийск – Москва и Ставрополь – Москва произошло вполне закономерно. Состав пойдет по маршруту Новороссийск – Москва – Ставрополь – Москва – Новороссийск. Ставропольский поезд был слабоватым по заполняемости. Мы не можем говорить, что поезд отменен, он сохранен, но маршрут у него немножко другой. Время в пути следования остается прежним. Штат пункта технического обслуживания переведен в Новороссийск, должности сохранены. Общее количество составило 80 человек.

«Регион у нас не театральный, просит комедию ниже пояса» Далее в рубрике «Регион у нас не театральный, просит комедию ниже пояса»Актеры драматического театра «Крупный план» рассказали, каково быть бездомными миссионерами Читайте в рубрике «Титульная страница» Кто виноват в постоянном росте цен?Часть населения России находится в психологическом замешательстве от развития ситуации Кто виноват в постоянном росте цен?

Комментарии

26 мая 2015, 14:10
На безрыбье и рак - рыба.
26 мая 2015, 08:26
Бедные люди , брошенные на произвол судьбы.
согласен, ужасно, на местах еще столько всего надо исправить и модернизировать, дык еще и люди есть, а про них забыли((
25 мая 2015, 22:18
Попадать под сокращение перед пенсией - величайшее западло...
26 мая 2015, 09:58
По-моему это настоящая и преступление со стороны работодателя и государства, позволяющего проводить такие схемы в сфере трудового права!
25 мая 2015, 16:46
Тоже тетку в Тольятти сократили, сидит без работы, вариантов никаких,грустно, хорошо хоть пенсия есть, иначе непонятно как и на что жить дальше
25 мая 2015, 15:43
Видимо, все это связано с кризисом...
26 мая 2015, 09:55
Скорее всего, не столько с кризисом, сколько с Якуниным...
тут все в комплексе и кризис и демография и переформатирования рыночных законов
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Читайте только самое важное!
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте наиболее актуальные материалы
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»