Сбились с Шелкового пути
Николай Охонько. Фото: Лариса Бахмацкая

Николай Охонько. Фото: Лариса Бахмацкая

Корреспондент «Русской планеты» узнала, почему на Кавказе в древности хотели изготавливать шелк, но не стали

Благодаря Великому шелковому пути Ставрополье обрело Николая Охонько — выдающегося археолога, директора краевого музея-заповедника имени Прозрителева и Праве. Он рассказывает, что будучи школьником обнаружил один из уникальных памятников времен караванов из Китая в Византию. Он решил стать археологом и с тех пор обнаружил десятки уникальных находок, в первую очередь шелка. Корреспондент «Русской планеты» поговорила с Николаем Охонько в одном из залов музея.

– Николай Анатольевич, я слышала, что ваша школьная находка считается одной из изюминок экспозиции «Эрмитажа».

– Ключевой памятник Шелкового пути — это могильник Мощевая балка. Я стал археологом именно благодаря этому памятнику. Этот археологический памятник располагался в глухом ущелье Северо-Западного Кавказа, у реки Большая Лаба, по дороге к перевалу, где в древности проходил один из маршрутов Шелкового пути, высоко в горах. Путь шел всего через два перевала Кавказского хребта — Клухорский, по которому до сих пор проходит Военно-грузинская дорога, это была транзитная зона между Византией и Китаем. И Санчарский перевал в истоках Лабы. Там и было в древности городище, которое контролировало важную часть маршрута Шелкового пути. Люди, которые пролежали там под скальными навесами больше тысячи лет, мумифицировались благодаря горному климату. И я еще мальчишкой был свидетелем одной из самых выдающихся находок: мы обнаружили шелковый халат иранского производства местного вождя, в котором он был погребен. По статусу такие халаты носили только иранские шахи.

– Вам сколько тогда лет было?

– Кажется, двенадцать. В школе у нас был кружок археологии, и мы часто бывали в Мощевой балке. Могильник был к тому времени уже разграблен, но нам, школьникам, все было интересно, и мы изучили и описали целую серию погребений. А этот халат был найден случайно. Грабители, видимо, не поняли его ценности, мы пришли на городище, и он там валялся. Сейчас он выставлен в Эрмитаже.

– Вы свои ощущения помните от находок?

– Их было так много, что воспринималось все почти обыденно: под скалами лежала масса находок, ткани. И мы, дети, различали шелка: китайский, согдийский, иранский. Еще там был погребен китайский купец. Непонятно, ограбили его или он естественной смертью умер, но мы нашли пергамент с его записями. Он писал, сколько купил мяса, сколько продал ткани. Чтобы с Кавказа попасть в Пекин, надо было потратить на дорогу 270 дней пути, это 9 месяцев — ребенка можно было родить за время путешествия.

– Зачастую Великий шелковый путь представляют как широкую трассу. Лично мне он кажется неким старинным вариантом федеральной трассы «Россия-Монголия» или Чуйским трактом. На самом деле что-то мне подсказывает, что это скорее мифология и фантазия.

– Однозначно нельзя путь представлять как дорогу. Это глобальная евразийская торговая магистраль с двумя полюсами: Китай, где возник шелк, и Римская империя. Функционировать путь начал в конце II века до н. э. Тогда Китай был монополистом и секретом производства шелка не делился. Даже есть легенда, как один странник под видом монаха путешествовал с посохом по Китаю, в который он спрятал кокон и вынес его из страны. Скорее это были трассы, по которым можно было идти караваном на лошадях и верблюдах. Строились переправы, отдельные участки дорог в горной местности. Стояли ориентиры.

– Аналоги современных придорожных знаков?

– В основном стояли каменные менгиры. Важны были колодцы, и их делали местные жители по заказам купцов. Средний дневной переход был 20–25 километров, в армии сейчас такие же нормативы. Трассы менялись в разные времена года. Многие думают, что в те времена вокруг были безлюдные степи, по которым шли одинокие караваны. Территории на самом деле были активно заселены, все контролировалось. И купцы, приезжая на землю какого-то племени или ханства, платили дань за проезд. Но их там сопровождали, поили, иногда кормили — как договорятся. Наивно предполагать, что караван вышел из Пекина и пришел в Крым, допустим, на тех же верблюдах. Существовали древние фирмы логистики, люди пересаживались на лошадей: только они могли подняться на перевалы Кавказа. И это должно было быть рентабельным. Поэтому в Европе шелк стоил очень дорого, чтобы окупить дорогу.

Римская же знать хотела этот материал по нескольким причинам. Древних и средневековых людей доставали паразиты — вши элементарные. Человечество научилось бороться с ними, хотя вспышки педикулеза в той же Карачаево-Черкесии и сейчас бывают. А в шелке вши не заводились. Воины Чингисхана поверх доспехов надевали плотные шелковые халаты, потому что наконечники стрел вдавливались в доспехи, и шелк их сдерживал. Из-за того, что ткань скользкая, стрелы часто скользили по нему, не раня. Плюс китайцы делали потрясающей красоты расцветки.

– Известно, что существовало несколько так называемых рукавов пути. У нас, на Ставрополье, проходил самый северный из его отрогов. Из-за чего менялась локация караванов?

– Из-за геополитики, конечно. Из-за войн. Шелк был тогда главной валютой и продавался он на вес. Когда Персия взвинтила цены на провоз шелка, купцы стали искать альтернативу. Напоминает это современные газовые магистрали. И тогда появилась северная трасса. Караваны шли с Волги в Предкавказье. В XVIII веке, когда Россия осваивала Кавказ, она двигалась по этому же пути. И путь этот шел мимо нынешнего Буденновска.

– Тогда это был крупный, развитый центр. Маджары, как назывался город, был известен практически на весь мир, записи о городе встречаются в летописях путешественников. Как получилось, что от него сейчас ничего не осталось?

– Великий шелковый путь шел и через Ставрополь, на месте которого было несколько крупных поселений. Это был крупный центр, но позже, во время Золотой орды, таким центром стали Маджары, там чеканили даже свои золотые монеты. Но в XVI веке это уже был город-призрак. Стояли мавзолеи, дома, но город был заброшен. Остались только рисунки того вымершего города. Но потом эту территорию отдали армянам, они начали разбирать старинные постройки и из этого кирпича строить себе дома. В итоге поселенцы разобрали город до камешка. Недавно Маджары объявили памятником федерального значения, но дело не двигается, потому что все очень абстрактно. Часть земли застроена Буденновском, а часть попала в частную собственность. Ходят по той территории черные копатели. До сих пор там можно найти золотые монеты без всякой аппаратуры. Сохранились руины, остатки домов, печей для обжига кирпичей и керамики. Если начать раскопки, то мы обнаружим целый город. Но пока возможности начать раскопки у нас нет.

– Караваны возили исключительно шелк?

– Вторым после шелка материалом, который определял развитие цивилизации, были меха. Есть исследования, почему Россия как государство возникло, монополизировав торговлю мехами. Мех был не только показателем роскоши, но и держал тепло. Я говорю, чтобы объяснить, что по Великому пути возили не только шелк, но и массу других ценных вещей. На территории Ставрополья находят китайские зеркала, средиземноморское стекло, византийские товары, украшения, благовония и парфюмерию. Все, что высоко ценилось, возили и продавали.

У нас много находок, потому что из-за климатических условий в горах все сохраняется лучше, чем на плоскогорье или в степи. Особенно шелк. Российская империя вообще поначалу хотела использовать Северный Кавказ как регион, в котором бы появилось свое производство шелка. Это был одним из стимулов выхода страны на Юг — чтобы не покупать втридорога ткань из Азии. И тем, кто брался за развитие шелководства, давались большие преференции. Это касалось и Ставрополя. Если человек говорил, что готов разводить тутового шелкопряда, то ему на льготных условиях выделялись земли, и он освобождался от ряда налогов. Это привело к тому, что ушлые купцы хитрили. Ставропольский купец Волков был здесь монополистом, строившим каменные дома. Он взял землю под тутовый сад, а на самом деле добывал там камень. Но его на этом поймали. Но помимо авантюристов, многие выращивали тутовник. Была даже специальная школа, в которой учили, как обращаться с тутовым шелкопрядом. В Ставрополе преобладало кустарное производство, которое не смогло конкурировать с такими крупными центрами шелководства, как Средняя Азия и Азербайджан.

– На Ставрополье сотни, если не тысячи курганов. Какая-то из них часть имеет отношение к Шелковому пути?

– Подавляющее большинство курганов было возведено в эпоху бронзы и раннего железного века, еще до Великого шелкового пути. Но потом в эти же курганы вкапывали погребения последующих эпох. Это как слоеные пироги. Я один курган в Арзгирском районе раскапывал, всего два метра высотой. Но я в нем нашел 22 захоронения, и между ними было больше двух с половиной тысячи лет разницы. Увы, планового исследования курганов нет, это происходит только если они попадают в зону строительства. В прошлом году прокладывали водопровод, и попался один из сотни тысяч курганов. Начали раскапывать, а там оказалось скифское золото.

Мы идем с Охонько по залу музея, в витринах — шелковые костюмы и изразцы печей древнего Маджары. Николай Анатольевич объясняет, что в то время, когда самые богатые европейские денди могли позволить себе одну шелковую рубашку, аланов, охранявших часть пути, находят в двух, а то и в трех шелковых одеждах, надетых друг на друга. Заходим в небольшую дверь и попадаем в хранилище, в котором сотни экспонатов готовят к очередной выставке. Сотрудники музея с гордостью улыбаются и аккуратно разворачивают на столе передо мной вощеную бумагу, между листами которой старинный китайский шелк. Удивительно, но сохранилось не только плетение, но и растительные узоры, которые переливаются золотым и фиолетовым. Этим фрагментам ткани больше шести веков. Пролежала одежда в грунте и до сих пор сохранилась, не утратив оттенков.

– Черные археологи не опускают металлоискателей или продать находки сложно?

– Всего в крае раскопано около пятисот курганов. А осталось, по самым скромным подсчетам, порядка ста тысяч курганов. Космосъемка не исключает, что их было больше четырехсот тысяч. Многие из них запахали в прошлом веке, когда стали использовать тяжелую технику. Черная археология развивается. Сейчас вступили в силу новые дополнения к уголовному кодексу с миллионными штрафами, но для того чтобы человека оштрафовать, надо доказать, что он умышленно грабил и раскапывал памятник археологии. Одних городищ в крае сотни. Нужны специальные люди, которые бы отслеживали неприкосновенность курганов, но памятники у нас везде, сколько же людей их должно охранять. Вот представьте, только на территории Ставрополя 25 поселений и городищ, не считая могильников и курганов.

– В тренде сейчас этнотуризм. Если земля Ставрополья настолько богата историей, почему до сих пор никто не придумал создать маршрут, повторяющий Великий шелковый путь?

– В конце 80-х годов возник крупный международный проект «Великий шелковый путь», был автопробег в 1989 году из Германии в Китай по трассам пути, и автомобилисты проезжали в том числе по Ставрополью. Были созданы центры «Шелковый путь» и предполагалось, что они будут инициировать культурные и научные контакты, которые будут стимулировать и экономические связи. В России развития эта идея не получила. В 1990-х годах в Ставрополе неожиданно появилась делегация грузинского парламента, которая заявила, что они хотели бы развивать с нашим краем проект Шелкового пути. Я пообщался с грузинами и выяснил, что для них это некий бренд, за счет которого хотелось им наладить выгодные экономические связи: они привозили бы сюда вино и фрукты, а мы бы им отсылали пшеницу. Но это ни к чему не привело.

«Они будут глазами и ушами губернатора» Далее в рубрике «Они будут глазами и ушами губернатора»Эксперты комментируют создание института полпредов губернатора Ставропольского края Читайте в рубрике «Титульная страница» Михаил Ефремов. Давно народныйИсполнилось 55 лет замечательному актёру, которого злые языки предлагают лишить звания Михаил Ефремов. Давно народный

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Анализ событий России и мира
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте статьи экспертов
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»