«Люди думали, что трамваи будут летать»
Фото из архива Пятигорского краеведческого музея

Фото из архива Пятигорского краеведческого музея

Как в Российской империи зарождалась гидроэнергетика, и какую роль в ее становлении сыграли мечты о летающем трамвае

Первая промышленная ГЭС «Белый уголь» была запущена на Кавказских Минеральных Водах в одноименном поселке в 1903 году. О том, зачем и почему она появилась, «Русской планете» рассказал кандидат исторических наук, директор Пятигорского краеведческого музея Сергей Савенко.

– Сергей Николаевич, из каких соображений проект гидроэлектростанции было решено реализовывать на КМВ?

– Одной из причин стало то, что именно в это время — в конце XIX века — велись активные приготовления к празднованию столетия КМВ. Естественно, прилагались большие усилия для развития региона в целом, в самых разных аспектах. Кстати, 1903 год, дата, которую тогда выделили как юбилейную, была признана таковой не сразу — были предложения отпраздновать и в 1898 и в 1899 году. Подготовительной работы было очень много, и она велась по всем фронтам.

Напрямую к ГЭС «Белый уголь» относится идея создать в Пятигорске трамвайную линию. Желание властей ввести электрический транспорт стало главной предпосылкой к созданию станции. Для курорта трамвайное сообщение считалось не просто престижным, а необходимым. Уже тогда это осознавалось.

Вообще, к тому моменту электротранспорт в стране существовал благодаря фирме Siemens & Halske (немецкая компания, специализирующаяся на производстве электротехнического оборудования. — Примеч. авт.), которая впоследствии строила предприятия на Кавказе. Под ее знаком было учреждено акционерное общество российских электротехнических предприятий — русское отделение немецкого гиганта. В Москве в восьмидесятые годы XIX века с его помощью появилась первая электрическая железная дорога. Поэтому проект привлечения электротранспорта на курорт не стал новостью — он обсуждался за несколько лет до юбилея, все не за один год произошло.

Говоря об этом, нельзя не упомянуть, что даже когда ГЭС построили и первый трамвай появился, воображение мечтателей рисовало смелые проекты по проведению новых трамвайных линий. Например, предлагали протянуть пути между городами-курортами и достопримечательностями, скажем, от Кисловодска до плато Бермамыт. Очень им хотелось усовершенствовать средства для передвижения отдыхающих. У нас в музее хранится серия открыток того времени, сделанных в виде коллажей. На них изображены воздушные трамваи, дирижабли, самолеты. На картинках люди идут мимо знаковых мест города, а у них над головой парят рельсы. Это был такой момент ожидания — считали, что в XX веке на КМВ все так и будет.

Сергей Савенко. Фото: Екатерина Филиппович

– Хотели летающий транспорт?

– Много было фантастики, но самое забавное — там были изображены трамваи, висящие в воздухе. Так что стремление к переменам было подготовлено временем — в этом и еще одна причина того, что проект был реализован у нас.

Но, как всегда, в общей закономерности есть и субъективные моменты. Тогда директором КМВ был Владимир Хвощинский, он, как человек широких взглядов, активно общался с изобретателями. Помимо него в трамвайное сообщение в Пятигорске большой вклад внес Рудольф Лейцингер, основатель Кавказского горного общества. Будучи человеком европейским, он понимал необходимость транспортных перемен.

Совпадения стали счастливой случайностью — в то же время в регионе работал молодой инженер-техник Самуил Фридман. Как выясняется в последние годы, он не был высококвалифицированным профессионалом, но оставался личностью ищущей. Фридман попытался самостоятельно спроектировать гидроэлектростанцию на реке Подкумок. Сделал чертежи, провел свои расчеты. Его схемы отредактировали специалисты Siemens & Halske. Инженеры фирмы многое доработали, исправили недочеты в вычислениях, но, тем не менее, он остался в истории как автор проекта ГЭС «Белый уголь».

Вся эта совокупность причин привела к появлению гидроэлектростанции на КМВ.

– Так детище Фридмана и немецких инженеров все-таки стало первым в России?

– Как историк я не одобряю выражение «первый в чем-то» — тут есть разница, с какой стороны подойти к вопросу. Многие считают, что первая в России гидроэлектростанция была основана на Кавминводах. Сказать, так это или нет, однозначно нельзя, но то, что она была первой в своем роде и обладала уникальными преимуществами — это факт. На тот момент она являлась единственной центральной станцией общегородского действия. Даже в названии до 1911 года фигурировал город — Центральная Пятигорская электрическая станция.

В 1903 году, когда ГЭС была возведена, подобные ей существовали, но они имели локальный характер. В Новом Афоне в монастыре служители сумели сделать маленькую станцию даже раньше, чем в Белом угле, в Ставрополе была коммерческая станция — но их цели не охватывали те масштабы, им не нужны были такие большие мощности, какие требовались для запуска трамваев.

– В этом и заключалось принципиальное отличие ГЭС?

– Там работали относительно мощные генераторы, получали всего порядка 400 кВт электроэнергии, но она передавалась на большое расстояние. От «Белого угля» ток поступал в Пятигорск — это 20 километров по воздушным высоковольтным линиям трехфазового тока напряжением 8 кВ.

Приоритет был у трамвайного сообщения, это подтверждается и тем фактом, что трамвайное депо в городе было заложено всего лишь за две недели до основания гидроэлектростанции. Готовились запускать трамвай и ориентировались на его нужды. Конечно, эта энергия шла и на освещение улиц, но основной толчок — транспорт.

Показательное открытие трамвайной линии и, соответственно, станции произошло в сентябре 1903 года, но наладочные работы продолжались еще пару лет. Но был сам факт — торжество, гости катаются на первом трамвае, значит, ГЭС работает.

– Энергии станции хватало только на Пятигорск или часть уходила еще куда-то?

– Почти сразу открыли трамвайную линию и в Кисловодске. Она была товарной — шла от производства минеральных вод до железной дороги. Сегодня нарзанный завод и станция находятся неподалеку, а в то время расстояние между ними было порядка трех километров. Опять же, доставка воды обеспечивалось силами ГЭС.

– Именно ГЭС «Белый уголь» стала первым мировым опытом создания электросистемы?

– Энергосистема, о которой вы говорите, появилась спустя 10 лет после запуска станции — в Пятигорске к тому времени действовала тепловая электростанция. Их замкнули в единую сеть. Если «Белый уголь» — ранний опыт, то объединение с Пятигорском — его логичное продолжение. Всякая энергосистема ценна тем, что имеет несколько источников производства электроэнергии и может охватить большую территорию. Спустя десятилетие действовала не только двадцатикилометровая линия передачи, начали обеспечивать и более удаленные населенные пункты. Энергия шла для нужд промышленности, но в приоритете оставалось трамвайное сообщение и освещение города.

– Почему тогда ее построили под Ессентуками? Разве не логичнее в самом Пятигорске?

– Это очевидное инженерное решение — необходима сила воды. Подкумок — река горная, но ближе к Пятигорску добиться нужного технического эффекта не получилось бы. Специалисты рассчитали наиболее заметный перепад уровня воды — географически именно под Белым углем река переходит с горного участка на равнинный.

При проектировании вывели канал по уровню течения, вода начала падать вниз, образовался водопад на ограниченной площади. При этом сам канал сделан не в самом склоне горы, а как бы на «террасе». Результат можно было получить и на других частях Подкумка, но это было бы дороже, так что ориентировались и на рельеф, и на финансы.

– Затраты впоследствии окупились?

– Ну, для того времени, да. Станция работала довольно долго, правда, утратив серьезное техническое значение в тридцатые годы XX века в связи со строительством по соседству более крупной ГЭС — Баксанской, что находится в Кабардино-Балкарской республике.

Маленькая гидроэлектростанция ослабла, но продолжала работать до Великой Отечественной войны, во время военных действий была разрушена, на базе оставшихся помещений в семидесятые годы возник музей. Когда начались непростые девяностые, его забросили. Тогда же на волне проблем с энергетикой высказывались мысли реанимировать «Белый уголь» хотя бы в техническом режиме, но их так и не осуществили. Сам музей восстановили к началу двухтысячных.

– «Белый уголь» дал импульс развитию российской энергетики в целом?

– Как первый опыт серьезного технического решения — да. Тогда было очень мало электростанций, а те, которые функционировали, оставались локальными. Потом был Владимир Ильич и план ГОЭЛРО. В 1920 году намеревались создать более 20 новых электростанций, а их и тогда насчитывались единицы. «Белый уголь» была одной из очень и очень немногих ГЭС. Она однозначно явилась позитивным опытом, который в дальнейшем использовали инженеры.

– Начали-то еще при царе…

– Да, но при нем были и тепловые станции. Их строили крупные предприниматели там, где развивалась промышленность, решали сугубо задачи бизнеса. В рамках города или региона вопросы не ставились.

– Наверняка дело было сомнительным с точки зрения экологии?

– Тепловые станции — это высокие кирпичные трубы, дым, сжигание топлива. В формате города, а особенно — города курортного, это было не очень здорово. «Белый уголь» и в этом плане был хорошим проектом — сила воды давала энергию с меньшим вредом для природы.

– А откуда появилось название поселка — Белый уголь?

– Есть две версии его возникновения. Первая простая — в том районе добывалась известь, а в промышленности она считается белым углем. Вторая более популярна и связана с ГЭС. Если тепловые электростанции работают на угле, то «топливо» гидроэлектростанции — вода, то есть белый уголь, дающий чистую энергию.

«В округе судачат, что мы за счет детей живем» Далее в рубрике «В округе судачат, что мы за счет детей живем»Мать с восемью детьми рассказала, почему общество относится к ней неоднозначно Читайте в рубрике «Титульная страница» Кто виноват в постоянном росте цен?Часть населения России находится в психологическом замешательстве от развития ситуации Кто виноват в постоянном росте цен?

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Анализ событий России и мира
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях. Только экспертный взгляд на события
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»