«У нас семьи разных конфессий отмечают праздники вместе»
Фото: Лариса Бахмацкая / «Русская планета»

Фото: Лариса Бахмацкая / «Русская планета»

Корреспондент «Русской планеты» стала участником первого гастрономического халяль-тура

На Северном Кавказе с успехом опробовали новый туристический продукт: первый гастрономический халяль-тур в дни праздника Ураза-Байрам прошел в Ингушетии. Отдыхающие в санаториях Кавказских Минеральных Вод, купившие однодневную путевку, побывали в ингушских семьях и продегустировали национальные блюда.

Рано утром туристов собирают по городам Кавмингруппы: Пятигорск, Ессентуки, Кисловодск, Железноводск. В двухэтажном автобусе разношерстная публика со всей страны и ближнего зарубежья. Некоторые женщины одеты в колготки и носки, одна из отдыхающих, приехавшая в санаторий из Баку, все время спрашивает у меня, нет ли в Ингушетии клещей. Объясняю, что вероятно есть, потому что ареал обитания у членистоногих охватывает практически всю планету. Проезжаем огромное ярко-желтое поле подсолнухов, и москвичи просят остановить автобус на пять минут, чтобы сфотографировать пейзаж.

– Вы что, подсолнухов не видели, еще и фотографировать хотите, — возмущается одна из женщин.

После фотосессии едем дальше: путь в Ингушетию идет через Кабардино-Балкарию и Северную Осетию.

– Мы никогда не были в Ингушетии, — говорит молодая женщина с дочкой. — Жертвоприношений же не будет?

– Жертвоприношения вы можете встретить только в Иране, — объясняет аварец Муслим. —В эти дни даже российское посольство закрывается, так было даже во время Советского Союза. Запасались продуктами. Но мы-то в России, здесь Ураза-Байрам — очень добрый праздник, когда дети собирают конфеты мешками. В исламе 73 течения, в христианстве — 72, а у иудеев — 71. Ураза-Байрам еще называют праздником разговения. Для правоверных мусульман в этот день предписывается предаваться праздничному настроению, есть и пить, запрещено соблюдать пост в праздничный день. Согласно истории, в этот день Бог послал пророку Мухаммеду самые первые стихи Корана. Празднование продолжается в течение трех дней.

– А на флаге Ингушетии изображен солярный знак в форме красного круга с отходящими от него тремя лучами. Это же язычество?

– Ну да, — соглашается наш экскурсовод, — но все в голове. Кошка черная прошла и люди боятся, а это же тоже язычество. Круг символизирует взаимосвязь, бесконечность, вечность всего сущего, символ благополучия.

– Идея устроить такой гастрономический тур в дни мусульманского праздника была у нас совместная с министерством туризма Ингушетии, — рассказывает директор турфирмы «Валькирия» Анна Наумова. — Решили попробовать, надо же уважать культуру, надо ее показывать, что на Кавказе не страшно, что примут в любом доме. Другие республики не догадались такое сделать. В Ингушетии этот праздник получил свой неповторимый национальный колорит. Хозяйки накрывают столы своими лучшими скатертями, выставляют самые вкусные праздничные блюда. Именно в это время есть уникальная возможность попробовать все изыски местной кухни. Люди в своих семьях рады принять туристов, они делают это бесплатно, очень много желающих оказалось. Меня поразило то, что многие туристы отказались, страх до сих пор присутствует. В Грозный уже ехать не боятся, у них за год число туристов выросло в 500 раз. А в Ингушетию опасаются. В Дагестан еще больше боятся, туры не собираются, желающих практически нет.

– Кто в основном ваши клиенты?

– Вся ставка на санатории. О силе экскурсионной фирмы говорит то, сколько у нее точек в санаториях. И если есть точка в санатории, то ты «солидняк», а если две–три точки, то еще круче. Есть агентство «Вершина», у которых девятнадцать точек по здравницам.

Ольга показывает в окно, я вижу недавно заасфальтированную дорогу.

– Сейчас мы в Осетии, и здесь археологи нашли дольменный город. Я как-то проезжала, а его ковшами экскаваторы ломали. И тут же археологи палатки разбили, что-то раскапывают. На семь камней Стоунхэнджа весь мир приезжает смотреть, а тут древний город помешал строительству трассы. Ну вот, следов не осталось, все под асфальтом, а может и под асфальтом ничего не осталось.

Останавливаемся возле дома, в котором живет осетин дядя Боря. Он может накормить пирогами туристов в любое время, даже ночью, если позвонить заранее. Туристы начинают суетиться, успеют ли купить осетинский пирог. В итоге оставляют деньги, и договариваются, что заедут на обратном пути, чтобы не возить осетинские пироги весь день. Я покупаю половинку традиционного пирога с сыром, ем, и думаю, какой дядя Боря кулинар от Бога.

Фото: Лариса Бахмацкая / «Русская планета»

Спустя полтора часа приезжаем в Назрань к мемориалу «Памяти и Славы», где ждет ингушская стройная девушка-экскурсовод в синем платье «в пол». Рассказывает о дружбе ингушского и русского народов, показывает памятник Дикой дивизии, вокруг которого на солнце сверкают струи фонтанов. Курортники фотографируются, а я неожиданно вижу, что по территории мемориала прогуливается с четырьмя детьми глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров.

– Это не внуки, — объясняет мне Евкуров, — я поздно женился и это мои дети.

Дальше у нас заходит разговор про туризм.

– Никогда не будет противоречия между кавказским долголетием и сибирским здоровьем. Также и кавказское долголетие придумали не мы, а наши предки, и это будет всегда. Но гостеприимство не помешает туристическому бизнесу. Вопрос в том, как мотивировать людей к заработкам в туристической сфере. Есть семейные гостиницы, и это нормально. Но есть и такие, кто, прикрываясь семейным туризмом, берет деньги с гостей, это большой грех. И я надеюсь, что кавказские люди до этого никогда не дойдут. Нам надо развивать исторические места, рассказывать про наши горы, деревья, сады, подготавливать экскурсоводов. Необходимы гостиничные сети, высокого уровня сервиса у нас пока нет. И пока нам и не нужен огромный туристический поток, пока нет условий, к которым привыкли путешественники. У нас спокойный регион, и это тоже надо доносить.

Рассказал глава республике и о своем любимом блюде.

– Я долгое время был холостяком, служил в армии офицером, то всегда ел жареную картошку и соленья. На Кавказе разные кухни есть, все зависит от степени голода. Надо туристов сначала поводить по горам, а уже потом — кормить. Зимой черемшу едим, ягоды консервированные. И не только кормить туристов, но и проводить мастер-классы, как наши национальные блюда готовить. Мужчины пусть учат делать шашлыки, к примеру. Вообще у нас православные отмечают и мусульманские праздники, а мусульмане — православные. Если семьи разных конфессий живут веками рядом, они все вместе отмечают, проблемы в этом нет. А вчера мы к себе домой пригласили украинских беженцев, которые в республике живут, и я приглашал. Им было интересно.

Благодарю Юнус-Бек Евкурова, смотрю, как он фотографирует детей на фоне ярко-синего неба с перистыми легкими облаками. Догоняю туристов, которые идут на стоянку, где садятся по трое в машины и разъезжаются по домам ингушей. Впереди — праздничное застолье. Сажусь в самую традиционную машину Кавказа — черный «Мерседес». Из колонок играет песня о нераздельной кавказской любви. Причем непонятно, чем закончились мучения горца:

«Губы алые твои,

Нежно шепчут о любви,

Ярче розовой зари,

Взгляд свой нежный подари

Сердце кровью обливается,

Посмотри ж на меня,

Когда ты мне улыбаешься,

От тебя я без ума...»

В машину со мной садятся Светлана Евгеньевна с внучкой Ангелиной из Новороссийска и Виктор Иванович из Санкт-Петербурга. Водитель Руслан завозит нас во двор двухэтажного дома. Рассказывает, почему ингушам жить труднее, чем другим кавказцам.

– Мы после свадьбы никогда тещу не видим, не имеем права показываться ей на глаза. Скрываемся, бегаем от нее, и даже на похороны нельзя приходить. Нельзя.

– А почему, я не понимаю, — заинтересовалась Светлана Евгеньевна.

– Некрасиво, стыдно.

– А, это потому, что вы с дочкой делаете, не будем говорить что. Интимная жизнь, одним словом, — догадывается женщина.

– Да, — кивает Руслан, мы ее очень уважаем, подарки через жену передаем, но не встречаемся.

Из дверей выбегают две нарядные женщины в туфлях на высоких каблуках и любопытная кошка. Сестры задают, видимо, стандартные при встрече вопросы: как наше здоровье, как доехали, как себя чувствуем. Разуваемся, и босиком идем по мягким коврам на второй этаж. Светлана Евгеньевна временами ахает от красоты ковров и просторных комнат, не нагроможденных мебелью: видим только диваны и столы. Когда заходим в зал с накрытым столом, женщина из Новороссийска громко кричит:

Фото: Лариса Бахмацкая / «Русская планета»

– О боже, это все нам? Я никогда не видела настолько богатого праздничного стола. Как хорошо, что мы приехали, такое бывает раз в жизни. А можно я сфотографирую еду? Это как музейная роскошь.

Стол напоминает картинки из советской «Книги о вкусной и здоровой пищи». Все так же, только без спиртного. На красивой скатерти плотно стоят тарелки с десятками блюд: баранина, гусятина, индейка, печень, запеченный язык, котлеты, мясные салаты, отбивные из курицы, красная и черная икра, фрукты, сухофрукты, орехи, фисташки.

– Сколько дней вы готовили, — спрашиваю женщин?

– Несколько часов, мы умеем быстро готовить, потому что с детства девочек обучают готовить, заниматься хозяйством, — говорит старшая сестра Хади. — У нас это в крови. Так это уже мало осталось, сегодня третий день Ураза-Байрама. Было в три раза больше.

Рассаживают вокруг стола по часовой стрелке по возрасту. Заходит еще один мужчина. Девушки продолжают приносить еду.

– А как вас зовут?

– А я вам сейчас расскажу, — издали начинает мужчина. — Я в 2002 году приехал в Москву, здесь тогда работы не было. Устраиваюсь на работу приставом. Меня представляют начальнице, она спрашивает имя. Я говорю, Лахан меня зовут, отчество Джебраилович. Она раз пять спрашивает: так как зовут. Беру лист и пишу большими буквами пишу «Лахан».

– Ну это просто, — машет рукой Светлана Евгеньевна, — по-украински лоханка, запомнить просто. Если бы в России жил, то тебе бы имя русское придумали, например, Леша.

– Так я в России и живу, — удивляется Лахан. — Я сколько узбеков видел, которые боятся говорить свое имя, я таких не уважаю, нет им доверия. Я никогда не буду стесняться имени, религии.

– Мы с Лаханом близкие друзья, — объясняет Руслан. А в дни праздника мы сбираем не только всех родственников, но и друзей, да даже просто путников. Мы месяц соблюдали пост, нам даже пить нельзя было до вечера и после двух ночи. Мы не имеем права плохое говорить или обижать, нельзя воевать, ссориться. И наука подтверждает, что полезно дать отдохнуть желудку, это хорошо для здоровья.

– У меня был в Москве такой момент, что месяц еды не было, соли даже купить не мог. — вспоминает Лахан. — Конечно, я это никому не рассказывал, не жаловался. Но сколько таких людей, которые бедствуют, им есть нечего. Они не могут себе позволить таких столов, какие есть в Ингушетии. И мы раздаем, если что-то остается, но не всегда остается. У нас есть одна бабка, у которой детей, внуков, правнуков сто шестьдесят человек, представляете, какой она счастливый человек.

Мы говорим о религии, о рецептах, о политике и о жизни в Ингушетии.

– Я хочу, чтобы песня звучала, чтоб вином наполнялся бокал, — неожиданно запевает туристка, явно намекая на отсутствие спиртного на столе.

– Конечно, не все христиане пост соблюдают, и у нас не все, есть и пьющие, — говорит Руслан. — Но, кстати, ингуши позднее всех на Кавказе приняли мусульманство, мы же еще недавно были язычниками.

Со своего места встает Виктор Иванович, поднимая бокал с газировкой, объясняет, что без тоста — никак.

– За мою тридцатипятилетнюю курортную жизнь я впервые попал в такие условия. И не знаю, получится ли у меня попасть на такое застолье. Но в следующем году я постараюсь отдыхать в санатории именно в это время, чтобы вновь к вам попасть, если будет тур. Хочу пожелать мир вашему дому. Я до сих пор считаю себя гражданином Советского Союза, хоть он и развалился.

– Мы сейчас можем выйти и пойти по улице, и вы увидите, что все люди будут нас звать к себе, умолять, чтобы мы зашли в гости, хоть немного поели, разделили с ними еду, — объясняет Руслан. — У нас и гостиниц никогда не было, потому что это считалось позорным, путника на улице не оставят. Да и сейчас гостиниц не много. Ради интереса можете пройти и постучаться к людям, и попроситься на ночлег. Все пустят и денег не возьмут.

После мясных блюд переходим к тортам с традиционным в республике крепким чаем. Через час прощаемся с хозяевами, я спрашиваю у Хади, работает ли она.

– Сейчас нет. Ингушки могут работать, могут не работать, это желание женщины. Главное, чтобы они устраивали уют дома. Но я недавно уволилась из кондитерской, мне нравится готовить. И борщ варю и супы, и торты, мясо само собой. Зимой черемшу едим. Очень вкусно с молоком.

Фото: Лариса Бахмацкая / «Русская планета»

– Это как?

– Как и все блюда, очень просто. Кладете в кастрюлю, заливаете водой, доводите до кипения, потом воду сливаете и заливаете горячую черемшу холодным молоком и чуть масла сливочного.

– А сколько молока лить? На пучок, например.

– Пучок сколько килограммов? — уточняет Хади.

Понимаю, что ингуши делают черемшу в промышленных масштабах — она растет в горах республики.

Нашу группу отвозят к автобусу, где туристы делятся друг с другом впечатлениями, показывают фотографии столов, ахают, охают и восхищаются. Перебивая друг друга, говорят о том, что никогда не видели столь богатых застолий, что даже не верится, что где-то это норма жизни. Директор турфирмы на обратном пути говорит, что уже было много звонков в течение дня: сарафанное радио сработало быстро и люди торопятся занять места на следующий гастрономический тур, который будет только через год.

– Видимо, в 2016-м повезем много автобусов, очень удачный турпродукт оказался, тут и экзотика, и национальная еда, и уже масса желающих, идея оправдала себя. Кстати, мне сказали, что многим ингушам туристы не достались, десяток машин уехали пустыми.

«Все равно что с палкой на танк» Далее в рубрике «Все равно что с палкой на танк»Почему крупнейший ставропольский кондитер проигрывает украинцам и полякам на своей земле Читайте в рубрике «Титульная страница» Кто виноват в постоянном росте цен?Часть населения России находится в психологическом замешательстве от развития ситуации Кто виноват в постоянном росте цен?

Комментарии

22 июля 2015, 11:07
А ингуши - весьма гостеприимные)
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
История, политика и наука с её дронами-убийцами
Читайте ежедневные материалы на гуманитарные темы. Подпишитесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»