«Денег на авиадвигатель не было, и он использовал мотор от “Субару”»
Гора Машук с высоты полета легкомоторного самолета. Фото предоставил Сергей Теплых

Гора Машук с высоты полета легкомоторного самолета. Фото предоставил Сергей Теплых

Руководитель объединения пилотов рассказал, почему уровень развития частной авиации отражает уровень развития страны

В прошлом году в России зарегистрировано более 40 авиапроисшествий в гражданской авиации. Из них пятая часть — на юге страны, четыре — в Ставропольском крае. Руководитель ставропольского отделения МОО пилотов и владельцев воздушных судов и член комиссий по расследованию авиапроисшествий Сергей Теплых рассказал «Русской планете» о причинах авиакатастроф в регионе, авиастроителях-«кулибиных» и упадке образования в частной авиации.

Мечтатели из гаражей

– Нельзя запретить человеку летать. И нельзя запретить энтузиастам-«кулибиным» собирать самолеты или планеры в своих гаражах. У нас — у частных пилотов — нет даже юридического права, — говорит Сергей Теплых. — Да, можем выгнать с аэродрома, но это не решит проблему. Пришел энтузиаст, который сам собрал самолет — у него нет авиационного образования. Мы ему говорим: «Так не пойдет. Иди к нашему инженеру, к инструктору, похоже, нужно переделывать твой аппарат». Он развернулся и ушел. Мы ему запретили взлетать здесь и сейчас, но где гарантия, что он не полетит в другом месте?

– Сергей, давайте посмотрим на новостные сводки с происшествиями в прошлом году. Декабрь 2015 года, авиакатастрофа в районе ст. Суворовской (Предгорный район Ставропольского края). Упал шестиместный самолет «Beach Bonanza A36PC», погибли четыре человека. Вы член комиссии по расследованию, уже известно, что там произошло?

– Пока идет комиссия, я не имею права подробно говорить о ходе расследования. Предварительно, пилот мог ошибиться при анализе погоды и, вероятно, самолет попал в сложные метеоусловия и скоротечное обледенение. Сейчас устанавливаем, как он готовился к полету и какую метеоинформацию использовал. Кстати, есть проблема у частных авиаторов с получением точной информации о погоде.

У нас есть обзорный метеолокатор в Минеральных Водах. Он давал в Интернет точные данные об опасных метеоявлениях для авиации. Летом 2015 года Росгидромет прекратил открытый доступ к этим данным. Да, есть много обычных сайтов с прогнозами — они довольно точные, но менее достоверны и оперативны, чем данные с локатора.

– 8 мая самолет «Ан-2» совершил жесткую посадку в поселке Санамер рядом с Ессентуками: снес ограждение храма. Полицейские сводки сообщают, что самолет не был официально зарегистрирован. Пилот получил сотрясение мозга, а его пассажир — легкие травмы, и сообщается, что пилот самолета был пьян.

– Это не совсем так. Самолет зарегистрирован в реестре гражданской авиации. И нельзя утверждать, что пилот пил перед полетом, в его крови нашли алкоголь, но когда он его употреблял, не установлено. И это не причина происшествия. Причина в том, что самолет не проходил положенное обслуживание несколько лет, и в маслосистеме появился серьезный дефект. В воздухе у самолета отказал двигатель. Пилот пытался долететь до площадки, подходящей для аварийной посадки. Он действовал адекватно тяжелой ситуации, хотя до выбранной площадки не долетел и приземлился на церковную ограду. Пассажиров на борту не было.

– В июне 2015 года произошла авиакатастрофа, в которой погиб пилот. Полицейские сводки сообщили, что Zodiac CH-650 загорелся в воздухе и упал в районе станицы Незлобная Ставропольского края.

– Тот случай, когда человек самостоятельно построил самолет из деталей. Пенсионер 1947 года рождения, он строил самолет девять лет. Денег на авиадвигатель не было, и он использовал двигатель от японского автомобиля «Субару». Так часто делают авиаторы-«самодельщики». Пилот вел дневник и там отмечал сбои в работе двигателя. Свидетели говорят, что в тот день он летать не собирался — хотел испытать самолет в пробежках по полосе. Есть версия, что у него произошел непреднамеренный взлет. Хотя, скорее всего, он решился на полет, к которому был не готов.

– Проблема в том, что пилоты летают на самодельной технике или в том, что не подготовлены?

– Нет, среди авиаторов мало самодельщиков. Подавляющее большинство — это владельцы испытанных, надежных летательных аппаратов. Но есть момент — часто покупают за рубежом старую технику, которую нужно проверять и правильно использовать. С такой техникой бывают происшествия и из-за технических неполадок и плохого обслуживания.

Сергей Теплых. Фото из его личного архива

Проблема в том, что авиаторам почти негде учиться. Допустим, вы хотите купить легкомоторный самолет, научиться летать, получить свидетельство пилота. Сумасшедших нет — изначально все хотят «по правилам». Но где учиться? У нас есть высшие летные училища в Ульяновске, в Санкт-Петербурге, с филиалами, и один–два сертифицированных авиационных учебных центров (АУЦ) в Москве. Это на всю огромную страну. Училища гражданской авиации и авиационные институты для выпускников школ — там институтская программа пять лет, жесткий отбор по возрасту и здоровью. В частную авиацию часто приходят люди в возрасте или «не авиационная» молодежь. Если вы живете в Ставрополе — сложно оставить все дела, уехать в Москву, годами снимать жилье. В каждом регионе должно быть по два–три учебных центра. В нашем регионе малая авиация развивается, но нет учебных центров — ни на Юге, ни на Кавказе. Одна из наших организаций подготовила документы для создания такого центра в нашем регионе. Бумаги лежат в Росавиации с 2013 года.

– Но здесь есть авиаклубы и инструкторы, которые обучают пилотов. Как это соотносится с законом?

– Авиаклубы обучают пилотов-спортсменов. Обучение происходит на базе Федерации спорта СЛА, она аккредитована краевыми властями. Выпускники-спортсмены не могут выполнять коммерческие перевозки и выполнять авиаработы.

– Что такое авиаработы?

– Например, авиационно-химические работы в сельском хозяйстве — на Юге России с помощью сверхлегкой авиации обрабатываются сотни тысяч га земли каждый год. У самолета АН-2 — летный час стоит 300 долларов, а у сверхлегкого аппарата — 100 долларов в час. Если пилот закончил пресловутый АУЦ, он может получить допуск к выполнению такой работы.

– А на самом деле — пилоты-любители следуют правилам и не берутся ни за экскурсии, ни за авиаработы?

– Факты говорят, что нарушения бывают. Пилоты — это люди, а они бывают разные.

– В новостных сводках об авиапроисшествиях часто сообщают: «самолет не был зарегистрирован». Почему пилоты не регистрируют технику?

– И подают так, будто пилот — сумасшедший или преступник. Регистрации подлежат не все воздушные суда. По закону, не нужно регистрировать авиацию до 115 кг — это парапланы, дельтапланы, и даже некоторые планеры и самолеты. С регистрацией проблема, как и с авиационно-учебными центрами. На всю страну только один регистрационный «стол» — это Росавиация в Москве. Нужна возможность регистрировать авиатехнику в регионах, как автомобили.

Авиаторы без иллюзий

– Уровень развития частной авиации отражает уровень развития страны. Сейчас наша страна на этапе роста количества АОН (Авиация общего назначения. — Примеч. ред.), нужно переводить его в качество, — рассуждает Сергей Теплых.

– Растет ли число авиапроисшествий в России?

– Если посмотреть на графики, то видно, что с 2005 по 2013 год, растет и количество частных авиаторов, и количество происшествий. Но с 2014 года происшествий стало меньше.

– Насколько выросло количество пилотов-любителей?

– За пять лет — в два раза. С экономическим кризисом ситуация изменилась — многие не могут купить вертолет или самолет, получить сертификацию, обучиться. Но ведь малая авиация нужна не только любителям и спортсменам.

– Кому еще?

– Хорошего пилота можно вырастить только в АОН. Советская школа подготовки авиаторов начиналась от самого маленького самолета. Сейчас эксперты обеспокоены тем, что гражданские пилоты теряют летные навыки. У пилотов современных самолетов — 95% операторской работы — все делает компьютер. В малой авиации — не так, мозг постоянно включен, навыки тренируются. Известный случай — легендарная аварийная посадка «Аэробуса -320» на реку Гудзон в США. Пилот совершил чудо — спланировал и аккуратно сел на реку, не задев мост. На борту было 155 человек, все спаслись. Так вот — этот капитан постоянно летал на своем планере.

– Должен ли быть отбор в авиационные учебные центры? Ведь не все желающие могут стать хорошими пилотами?

– Отбор должен быть, но часто дело не в здоровье и возрасте. В прошлом году в краснодарское летное военное училище хотели набрать 700 выпускников школ, а прошли 520. И далеко не все станут пилотами, это вообще-то не всем дано. А в зрелом возрасте у людей на свой счет меньше иллюзий — они больше представляют, чего хотят, и что могут, а значит у них больше возможностей стать хорошими авиаторами.

Касса для Бесобоя Далее в рубрике Касса для БесобояПочему первый в Ставрополе магазин российских и зарубежных комиксов процветает в кризис Читайте в рубрике «Титульная страница» Князь «Святослав» едет в Нью-ЙоркФильм «Русская миссия. Святослав» примет участие в международном фестиваль короткометражного кино ISFF-2016 Князь «Святослав» едет в Нью-Йорк

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Дискуссии без купюр.
Читайте «Русскую планету» в социальных сетях и участвуйте в обсуждениях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»